Как самостоятельно сделать заднюю скорость на мотоблоке без реверса

Что такое мотоблок по своей сети? Это тот же трактор, но миниатюрный. И ещё одно важное отличие: он одноосный, роль задней оси выполняет человек, управляющий мотоблоком с помощью рукояток на руле. В советские времена такая техника не была востребована, поскольку для вспашки своего огорода можно было использовать колхозную технику за небольшое вознаграждение или вовсе бесплатно. Кто не знает – проблем с топливом в те времена не было. Когда колхозы канули в вечность, такая техника оказалась востребованной, поскольку она сильно облегчала проведение основных видов сельскохозяйственных работ на относительно небольших участках. Небольшой вес, высокая манёвренность, возможность использования практически такого же комплекса навесного оборудования, как и на тракторах – вот основные преимущества мотоблоков и их разновидности – мотокультиваторов, у которых функцию колёс выполняет фреза, культиватор или иное навесное оборудование схожего типа. Добавьте к этому существенную разницу в цене по сравнению с тракторами, даже небольшими – и вы поймёте, почему такая техника пользуется огромной популярностью у частников.

Как сделать задний ход на мотоблоке своими руками

Как и у любого другого самодвижущегося транспортного средства, у мотоблока имеется коробка передач, позволяющая регулировать скорость обработки земельных угодий. Многие модели оснащаются и реверсом, облегчающим маневрирование. Но немало выпускается и мотоблоков без заднего хода. Если необходимо выполнить разворот на ограниченном участке, такие агрегаты приходится ворочать вручную. Если вес мотоблока небольшой, 30-40 кг., это не проблема. Но наши доморощенные аграрии предпочитают более тяжёлые аппараты – им по плечу почвы любого состава, в том числе тяжёлые. Однако маневрирование мотоблоком, весящим под центнер – задача не для физически слабых людей. Поэтому многие владельцы такой техники после одного-двух лет эксплуатации решаются на самостоятельную доработку своего мотоблока.

Если вы думаете, что это задача, требующая наличия особых технических навыков, то будете правы лишь частично. Да, технические знания необходимы, и мы их вам предоставим. Всё остальное зависит от того, прямые руки у вас или нет. Но поскольку вы работаете на земле, то можно предположить, что с этим у вас всё в порядке. Так что приступаем к изучению вопроса.

Особенности КПП в мотоблоках

Наличие коробки передач для мотоблока любого класса – обязательно. Даже для такой малогабаритной техники, управляемой руками, возможность изменения скорости является не прихотью, а жизненной необходимостью. Такая трансмиссия предполагает также наличие реверсной (задней) передачи, но многие производители выводят на рынок модели без задней передачи – это удешевляет технику и делает её более безопасной.

Способы передачи вращательного движения коленвала мотора на ось мотоблока бывают разные:

  • ременная передача конструктивно считается самой простой и дешёвой в изготовлении. Такой механизм обычно состоит из нескольких шкивов, соединённых ремнём. Ремонт такой передачи тоже несложен, но и надёжность ременной трансмиссии невысока – ремень со временем растягивается, соскальзывает, изнашивается и обрывается. Большие нагрузки не для него, поэтому ременная передача используется на маломощных моделях малого веса;ременная передача
  • цепная передача стоит ступенькой выше. Именно она является наиболее распространённой в мотоблоках: не очень дорогая, достаточно надёжная, неплохо справляется с большими нагрузками. Цепной привод устанавливается на мотоблоки среднего класса, встречается она и на некоторых тяжеловесных моделях;Цепная передача
  • самым надёжным типом трансмиссии для малой техники считается шестерёнчатый. Состоит из нескольких шестерен различной формы, цилиндрической или в виде конуса. Такая коробка передач обеспечивает в разы большее количество передач. Типичное значение для тяжёлых мотоблоков – шесть передних и пара задних. Разумеется, такая коробка самая дорогая, поломка обычно требует замены одной или нескольких шестерен.Шестеренчатая передача

Многие производители комбинируют эти способы в своих изделиях, стараясь привнести в конструкцию достоинства одних видов трансмиссий и избавиться от недостатков других. Так, довольно часто встречаются агрегаты, у которых редуктор шестерёнчатого типа (или цепной), а передача реализована ременным приводом. Такой способ хорош тем, что при чрезмерных нагрузках с очень высокой вероятностью пострадает ремень, а редуктор останется в целости.

Довольно часто встречается шестеренчато-цепная трансмиссия, у которой главное достоинство – приличная выносливость.

Цепная передача

Что касается непосредственно задней передачи, то тут политика производителей совершенно разная. Одни снабжают реверсом даже дешёвые модели, другие стараются обойтись без задних передач.

В целом логику проследить можно. Небольшие мотоблоки, оснащённые двухтактными моторами и весящие не более 30 кг., можно без значительных усилий разворачивать на месте. Так что наличие реверсной передачи здесь является излишеством, учитывая, что такая конструкция более сложная, она увеличивает вес и габариты изделия и создаёт дополнительные сложности в обслуживании и ремонте мотоблока.

Lifan 186fd

Другое дело – тяжёлые мотокультиваторы, предназначенные для обработки больших площадей и тяжёлых почв. Маневрировать такой махиной без наличия задней скорости очень нелегко, поэтому такие модели обычно имеют реверс. А наиболее популярные и распространённые модели среднего класса – здесь как бог даст. Даже одна и та же модель разных поколений может иметь и не иметь заднюю передачу.

Схема работы двигателя

Имеет значение и тип редуктора: шестерёнчатые и цепные редукторы при выключенном моторе позволяют сдавать назад. А если используется червячная передача, без реверса вы не сможете сдать назад, придётся просто оттаскивать мотоблок, если возникнет такая необходимость. Для 50-80-килограммовой махины от вас потребуется недюжинная сила и выносливость. К счастью, червячные редукторы устанавливают в основном на лёгкие модели, которые не составит труда приподнять и перенести или развернуть, даже если мотор выключен или передача заблокирована.

И всё же наличие заднего хода – неоспоримое преимущество. Его отсутствие резко уменьшает функциональность мотоблока, поэтому многие владельцы решаются на доделку коробки передач с единственной целью – обеспечить реверсивное движение мототехники.

Как самостоятельно сделать заднюю скорость

По большому счёту наличие или отсутствие задней передачи прямо коррелирует с размером и весом мотоблока. Если он небольшой, до 30 кг., увидеть на нём реверс – большая удача, да и удача ли это? Но для утяжелённого агрегата без возможности сдавать назад придётся непросто, а ведь именно такие мотоблоки и мотокультиваторы самые ходовые.

Рассмотрим способы оснащения некоторых моделей культиваторов реверсом.

Как установить заднюю скорость на мотоблок «Нева» своими руками

Весьма популярные модели МБ-2/МБ-23 не оснащаются реверсом. Очевидно, производитель решил, что более дешёвые мотоблоки будут покупаться активнее. Мы не берёмся судить, насколько оправдались эти ожидания, но очевидным является тот факт, что переделка трансмиссии для этих агрегатов – явление если не массовое, то достаточно распространённое.

Нева МБ 23

В принципе в магазинах, специализирующихся на сельхозтехнике, можно встретить готовые наборы для подобной модернизации. Но заняться этим можно и без похода в магазин. Вам потребуется:

  • наличие болгарки;
  • молоток,
  • сварочный аппарат (можно и маломощный);
  • дрель с набором свёрл по металлу;
  • металлическая труба диаметров 15,0 мм.;
  • отрезок стальной полосы толщиной 5,0 мм. и шириной порядка 40,0 мм.;
  • ролик, который нужен для ременной передачи;
  • отрезок арматуры;
  • ремень клиновой (0-1400/0-1420);
  • пружина длиной 120 мм.;
  • крепежные элементы.

Чертежи рычага задней передачи можно найти в интернете, если вы найдёте оригинальную деталь – можно использовать в качестве образца и её. Стальная полоска используется для изготовления рамы, на которую будет установлен ролик и защитный кожух.

Мотоблок Нева схема ременной передачи

Сварка нужна для того, чтобы приварить к рычагу втулку, которая изготавливается из трубы. Длина рычага реверса для МБ-2/МБ-23 должна составлять 73,0 мм. Кусок арматуры используется для изготовления упора, который приваривается к втулке. Останется только прикрепить ролик болтовым соединением.

Установка приспособления на мотоблок тоже выполняется довольно просто. Втулка необходимо надеть на посадочное место, рычаг с боку стойки нужно зафиксировать с помощью пружины. Её второй конец можно прикрепить к любому близко расположенному элементу мотоблока, например, к болту. Последний штрих – установка ремня и его натяжение. Сильно натягивать не нужно – достаточно, чтобы ремень на шкиве не провисал.

Установка заднего хода на мотоблок «Крот», «Каскад»

На многих моделях этих брендов задняя передача отсутствует. Более того, одна и та же модель мотоблока «Крот» может оснащаться реверсом или не иметь его – это зависит от того, где был изготовлен агрегат, на московском заводе или в Омске.

В любом случае наши народные умельцы сумели найти способ улучшения мотоблока.

Опишем один из вариантов. Он достаточно прост в реализации. Вам нужно открутить гайку, удерживающую шкив мотоблока, и приделать к нему дополнительный шкив. Подходит, например, шкив от «Волги».

Шкив от «Волги»

Прикручиваем гайку обратно. Для обеспечения реверсной передачи используем ремень ГРМ. Подходит изделие практически от любой иномарки, б/у использовать настоятельно не рекомендуется. В качестве переключателя реверсной передачи можно использовать металлическую планку, размещённую в передней части агрегата и соединённую с механизмом прижимного ролика. Удерживать планку можно с помощью двух пружин, а для переключения использовать тросик, идущий от рычага к ручке на руле.

В целях безопасности механизм задней передачи должен предусматривать остановку агрегата при отсутствии подачи топлива в двигатель. Именно такая схема используется на моделях, где реверс установлен штатно.

При желании в сети можно отыскать и другие варианты самостоятельной установки реверсной передачи в случае её отсутствия.

Вам останется только выбрать тот, который посчитаете наиболее подходящим. Если захотите поделиться с другими нашими читателями, оставляйте ссылки в комментариях, делитесь собственными идеями, описывайте проблемы, с которыми столкнулись, и как вы с ними справились.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector