Отбойные молотки сейчас используют практически на всех возводимых объектах. По типу привода они подразделяются на несколько видов, поэтому работают по-разному. В статье описан принцип работы всех типов отбойников, а также дана общая инструкция по работе с ними. В ней также перечислены рекомендации по техобслуживанию и ремонту отбойников.
- Что представляет собой отбойный молоток и в каких ситуациях он незаменим
- Разновидности отбойных молотков по типу используемого привода
- Чем отличается отбойник от перфоратора
- Конструктивные особенности и принцип работы электрического отбойного молотка
- Устройство и принцип работы пневматических отбойников
- Разновидности бензиновых отбойных молотков и принцип их работы
- Особенности работы гидравлических отбойников
- Типы патронов и насадок для отбойного молотка
- Техобслуживание и ремонт электрического отбойника
Что представляет собой отбойный молоток и в каких ситуациях он незаменим
Отбойный молоток – это ручной механический ударный инструмент, позволяющий раскалывать и разрыхлять прочные материалы (бетон, бутобетон, асфальт, уголь и т. д.).
Отбойники незаменимы в таких ситуациях:
- При демонтаже различных строительных конструкций. В частности, они позволяют быстро разрушить бетонные стены, демонтировать ЖБ балки, блоки и опоры ЛЭП.
- Проделывание проходов в стенах и полах.
- Удаление старого покрытия с автодороги (асфальта, бетона и т. д.). При ремонте автодорог дорожники часто используют отбойные молотки. Во дворах частных домов тоже часто приходится долбить старый асфальт для укладки тротуарной плитки.
- Разработка плотного и мерзлого грунта. Например, с их помощью можно быстро выкопать яму или траншею под фундамент. Для чего нужно установить в них пику-лом или лопатку.
- Штробление проемов в стенах или полах для прокладки разных коммуникаций (канализационных, водопроводных и газовых труб, кабелей и вентиляционных каналов).
- Уплотнение грунта под заливку бетоном. Отбойники довольно неплохая альтернатива вибротрамбовкам.
- Дробление и скалывание льда.
Разновидности отбойных молотков по типу используемого привода
По типу привода они подразделяются на следующие виды:
- Электрические. Преобразуют электрическую энергию в механическую, которая передаётся на пику. Очень востребованы в строительстве и быту, потому что электричество есть практически на каждом объекте. Нельзя использовать в сырую погоду, потому что это может привести к серьёзной электротравме.
- Бензиновые. Работают за счёт двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Мобильные, поэтому для длительной работы достаточно заранее запастись маслом и горючим. Чаще всего используют в работе дорожники и путейцы. Много весят и сильно шумят. В ходе работы выделяют выхлопные газы, поэтому подходят только для использования на улице.
- Пневматические. Самые распространённые в РФ, их давно используют в работе строители, дорожники, шахтеры и т. д. Рыхлят грунт и разрушают материалы за счёт сжатого воздуха, который по шлангам поступает из ресивера компрессора к отбойнику. Основной минус — привязанность к компрессору. Недорого стоят, довольно эффективные и долговечные.
- Гидравлические. Тоже относятся к профессиональному инструменту. Работают за счёт давления масла. Благодаря отсутствию в конструкции приводных агрегатов очень компактные. Можно использовать в сырых помещениях, где электрические отбойники нельзя применять. Стоит также отметить отсутствие вредных выхлопов в ходе работы. Минусом также является привязанность к маслостанциям.
Чем отличается отбойник от перфоратора
Принцип работы отбойных молотков схож с работой перфораторов, чтобы это понять, нужно просто ознакомиться со схемами обоих инструментов.
Правда отбойники позволяют только колоть и разрушать материалы. Перфораторы же более функциональные, потому что могут функционировать в 3 режимах («Сверление», «Бурение» и «Долбление»). Поэтому ими можно сверлить отверстия в твёрдых материалах, а также раскалывать и разрушать их.
Кроме того, отбойники больше, тяжелее и мощнее перфораторов. Благодаря этому с их помощью удаётся ежедневно разрушать несколько тонн бетона, бутобетона и других прочных стройматериалов.
Конструктивные особенности и принцип работы электрического отбойного молотка
Он состоит из таких элементов:
- Корпус. Чаще всего делают из высокопрочного пластика, потому что он мало весит и не проводит электричество.
- Рукоятка. Тоже изготавливают из ACB-пластика. На ней расположен пусковой механизм.
- Электромотор. Является сердцем данного электроинструмента, приводит в действие все основные узлы.
- Кривошипно-шатунный механизм. Преобразует крутящий момент электромотора в возвратно-поступательные движения поршня.
- Поршень. Сжимает воздух в камере, тем самым толкает цилиндр в сторону ударника.
- Цилиндр. Сильно бьёт по ударнику, который передаёт ударный импульс пике. Благодаря использованию цилиндра и воздушной прослойки удаётся защитить электродвигатель от отдачи и преждевременного выхода из строя.
- Ударник. Передает ударные импульсы пике, в результате чего она вибрирует.
- Патрон. Позволяет надёжно фиксировать насадку.
- Пика. Является съёмным ударным элементом.
Принцип работы электрического отбойника:
- При активации кнопки «Пуск» запускается электромотор.
- Он передаёт крутящий момент редуктору, который приводит в действие шатун. За счёт особой конструкции последний преобразует крутящий момент мотора в возвратно-поступательные движения поршня.
- Он сначала сжимает воздух в камере, который сначала двигает цилиндр вперед.
- Цилиндр доходит до ударника, бьёт по нему и тем самым передаёт ударный импульс пике.
- Пика соответственно бьет по разрушаемому материалу.
- Затем поршень на шатуне начинает двигаться обратно, тем самым засасывая воздух, который перемещает цилиндр в изначальное положение.
- Далее рабочий цикл повторяется.
Таким образом функционирует обычный электрический отбойный молоток.
Если вы не знаете, как правильно работать отбойником, то нужно придерживаться следующей инструкции:
- Перед работой требуется надевать СИЗ (виброрукавицы, защитные очки, респиратор, наушники и каску) и проверять исправность отбойника.
- Включать агрегат только после того, как пика будет установлена перпендикулярно разрыхляемому или разрушаемому материалу.
- Чтобы инструмент нормально работал и не прыгал вхолостую на бетоне и других прочных материалах, требуется на него постоянно не очень сильно давить.
- Не нужно очень далеко размещать пику от края разрушаемой конструкции и глубоко её загонять, иначе она застрянет. Если это произошло, то нужно подвигать инструмент из стороны в сторону. Если это не помогает, то можно установит в патрон новую пику и попробовать освободить ей застрявшую. Можно также воспользоваться вторым молотком, если он имеется в наличии.
- Работать с отбойником разрешается в день не больше 6 часов, с учётом следующего графика: 1 час работы, 20 минут перерыва.
Внимание! Эта инструкция общая, поэтому походит для работы с любыми отбойниками.
Устройство и принцип работы пневматических отбойников
Они состоят из таких элементов:
- Рукоятка. С её помощью удаётся уверенно держать руками пневматический инструмент в ходе работы. Делают из силуминового сплава, поэтому она мало весит и не ржавеет.
- Ствол. По нему двигается ударник во время работы молотка. Изготавливается из высокопрочной стали.
- Пусковой золотник. Представляет собой клапан, который регулирует подачу воздуха в инструмент.
- Кольцевой клапан. Циклично перенаправляет поток воздуха сначала под ударник, а потом в зону над ним.
- Ударник. Это подвижный боёк, который ударяет по пике, тем самым двигает её вперёд.
- Пружина. Позволяет возвращать пику в исходное положение после удара бойком. Фиксируется на стволе с помощью резьбы и специального небольшого посадочного паза.
- Пика. Съёмный ударный элемент, который рыхлит и разрушает материал в ходе работы.
Работает пневматический отбойник таким образом:
- После нажатия ручки пусковой золотник смещается, после чего сжатый воздух по каналам подаётся в воздухораспределительный механизм.
- Проходя через кольцевой клапан, воздух сначала по каналам направляется вниз ствола. В результате боёк поднимается вверх.
- После достижения бойком верхней точки открываются отверстия в стволе, через которые воздух сбрасывается в атмосферу.
- В это же время кольцевой клапан перекидывается так, что воздух начинает подаваться в зону над бойком, тем самым сильно толкает его вниз.
- В результате он с большой силой бьёт по концу пики.
- Затем пика передаёт удар поверхности разрушаемого материала.
- Потом пружина возвращает её в изначальное положение.
- Опускаясь, поршень открывает отверстия в стволе, через которые воздух выходит из камеры в атмосферу.
- Далее кольцевой клапан опять перекидывается так, что воздух снова начинает поступать под ударник.
- После чего рабочий цикл повторяется снова.
Стоит отметить, что пневматические отбойники мёрзнут в холодное время года, поэтому нужно знать, как пользоваться ими зимой. При обледенении их нужно прогревать или заливать в них 20-30 грамм солярки.
Как работает пневматический отбойник теперь ясно, поэтому нужно знать где нужно искать его рабочие параметры. Характеристики отбойника производители всегда указывают в его паспорте, поэтому желательно их проверить и сверить с указанными продавцом.
Разновидности бензиновых отбойных молотков и принцип их работы
Работают отбойники с бензиновыми ДВС практически также, как электрические. В них вместо электродвигателя используется бензиновый двигатель, который приводит в движение шатун с поршнем. Последний сжимает воздух, который затем толкает боёк. В итоге он доходит до ударника, бьёт по нему и тем самым передаёт ударный импульс пике.
Бензиновые отбойники подразделяются на двухтактные и четырёхтактные. Первые более доступные, лёгкие и компактные.
Отбойники с четырёхтактными движками более тяжёлые, мощные и производительные, поэтому ими проще долбить бетон и уплотнять грунт.
Как устроен бензиновый отбойник демонстрирует нижний рисунок.
Важно! Отбойники с ДВС, являются мобильными. Для работы им не нужно дорогостоящее оборудование (маслостанция, компрессор или электрогенератор), достаточно залить в них масло и горючее.
Особенности работы гидравлических отбойников
Гидравлические агрегаты по конструкции похожи на пневматические, только работают за счёт давление масла.
Специальный распределитель циклично меняет направление масла, поступающего из масляного насоса, тем самым приводит в действие рабочие узлы отбойника. Основными конструкционными элементами таких отбойников является поршень с бойком и плунжер.
Чтобы не вникать во все детали, опишем основные этапы работы гидравлического отбойника:
- Масло под давлением подаётся в рабочую камеру, где оно воздействует на поршень.
- Затем поршень создаёт давление масла в соседней камере и воздействует на боёк, который бьёт по насадке, зафиксированной в патроне.
- Обратно боёк перемещается за счёт изменения направления движения масла.
Детали гидравлического ударного инструмента не греются в ходе работы, благодаря этому дольше эксплуатируются.
Типы патронов и насадок для отбойного молотка
По типу установленного патрона можно быстро определить класс инструмента.
Сегодня выпускают 4 типа патронов:
- Быстрозажимные. Позволяют быстро менять насадки без ключа.
- SDS Plus. Этими патронами оснащаются лёгкие модели отбойников, так как они могут длительно выдерживать незначительные нагрузки.
- SDS Max. Предназначены для средних и тяжёлых молотков, рассчитаны на частую и длительную работу.
- Шестигранные. Устанавливаются на тяжёлый электрический ударный инструмент.
Отбойники могут оснащаться следующими насадками:
- Пикой-трамбовкой. Предназначена для заделки швов и уплотнения рыхлого грунта.
- Пикой-лопаткой. Позволяет снимать со стен плитку, штукатурку, делать огранку бетонных конструкций и т.д.
- Пикой-зубилом. Позволяет делать отверстия и ниши в стенах, а также демонтировать металлоконструкции и рубить арматуру.
- Пикой-ломом. Позволяет рубить и разрушать натуральный камень, бетон и другие прочные материалы, а также разрабатывать плотный и мерзлый грунт.
Подбирать пики требуется с учетом типа предстоящих работ.
Техобслуживание и ремонт электрического отбойника
Этот электроинструмент хотя и довольно надёжный, для его длительной эксплуатации требуется периодически выполнять техобслуживание. В основном изнашиваются рабочие узлы и элементы отбойника.
Разберём на примере техобслуживание и ремонт электрического отбойника компании «DeWalt»:
- Если он не запускается после подсоединения к сети электропитания и нажатия кнопки, то нужно проверить исправность кнопки включения, целостность щёток (если электромотор щёточный) и проводов. Лучше всё это делать мультиметром.
- При снижении силы удара отбойника требуется проверить исправность механических рабочих узлов. Чаще она падает из-за уменьшения создаваемого давления между поршнем и цилиндром. Для его повышения требуется заменить на обоих рабочих элементах резиновые колечки. Требуется также оценить состояние поршня, на нём не должно быть вмятин, трещин и других дефектов.
- Патрон отбойника требуется систематически чистить и смазывать, чтобы он дольше проработал и пика в нём не заклинивала в процессе работы.
- Проверка редуктора. В нём должны быт исправны все шестерни (на них должны быть все зубья), при этом не должно быть люфта на его валах. Если люфт есть, то необходимо заменить подшипники. Требуется также поменять смазку. Старую нужно удалить с шестерёнок, после чего нанести на них новую смазку.
Сложность ремонта электрического отбойника зависит от типа неисправности. Его конструкция несложная, поэтому техобслуживание и ремонт можно выполнить самостоятельно.
Внимание! Требуется также не забывать заливать масло в отбойник. Если вы не знаете, какое масло заливать в отбойные молотки, то в них нужно лить 30-50 граммов масла вязкостью 15W-40 — 20W-50.
На этом наш рассказ об отбойных молотках закончен. А какой инструмент у вас, возникали ли какие-либо проблемы при работе с ним? Делитесь с нами в форме ниже.
Полезные рекомендации по техобслуживанию, до этого особо не вникал в эту тему.