Возможные неисправности и ремонт перфоратора своими руками

Перфоратор является достаточно востребованным инструментом среди профессиональных строителей, специалистов по ремонту, а также обычных потребителей, предпочитающих делать ремонт и что-то строить своими руками.

Многие стараются изначально брать устройство высокого качества и от проверенного производителя. Ведущие фирмы дают солидный гарантийный срок, в течение которого без проблем устраняются возникающие неисправности специалистами сервисного центра. Но когда эта гарантия заканчивается, ситуацию приходится брать уже в свои руки.

Ремонт перфоратора своими руками

Если речь идёт об устраняемой неисправности, тогда здесь в основном приходится снимать изношенную или поломанную часть и менять её на новую аналогичную. Подобные действия вполне можно выполнить самостоятельно. Но для этого нужно понимать само устройство перфоратора, а также уметь находить поломки и правильно их устранять.

Устройство перфоратора

Перфоратор — это устройство повышенной сложности конструкции. Но если изучить все его компоненты, а также принцип работы, то во многих неполадках можно будет разобраться самостоятельно. Здесь речь пойдёт о наиболее популярных, то есть бытовых и профессиональных электрических перфораторах. Они также могут быть бензиновыми и пневматическими. Но встречаются редко.

За работу перфоратора отвечает электрический однофазный мотор, оснащённый фазным ротором. Вращение же всех элементов системы задаёт именно шестерня, которая располагается на переднем валу якоря.

Устройство перфоратора

Важно понимать, что перфоратор может быть бочковым и горизонтальным. Последний ещё называют пистолетным.

Бочковое устройство отличается тем, что здесь мотор и ведущая шестерня располагаются вертикально. Ключевое отличие от пистолетного — это использование промежуточного редуктора. В действительности устройство бочкового аппарата довольно простое. Плоская шестерня от мотора задаёт вращение двум другим шестерням, которые обладают различным передаточным числом. Одна шестерня отвечает за передачу вращения на основной вал, а вторая служит для вращения эксцентрикового вала вместе с шатуном, что обеспечивает создание возвратно поступательного движения для работы перфоратора в ударном режиме.

Что же касается пистолетных или горизонтальных устройств, то здесь раздаточный редуктор фактически отсутствует. Его нет. Вращение идёт непосредственно на промежуточный вал. Он располагается ниже относительно оси основного шпинделя. Вал установлен на 2 подшипника, между которыми располагается так называемый пьяный подшипник. За счёт него при вращении возникают колебания, ведущие к активации движения поршня ударного механизма. На переднем конце вала, который выступает, расположена шестерня. Она служит для передачи вращения на ствол перфоратора.

Разобранный перфоратор

Каждый вид перфоратора подразумевает наличие переключателя режима работы.

В бочковых инструментах переключатели немного приподнимают шестерни редуктора, что приводит к их выведению из зацепления.

У пистолетных может использоваться 2 схемы управления. Это упрощённая современная схема, а также устаревшая кинематическая. Если в первом случае переключатель только один, то у кинематической схемы их сразу два.

Как определить поломки мотора перфоратора

При наличии заводского брака у двигателя перфоратора симптомы будут проявляться чуть ли не с первых дней эксплуатации. Но если мотор электроинструмента начал барахлить спустя 1-3 года эксплуатации, тогда тут уже речь идёт о нарушениях правил работы, либо же о сильном износе элементов.

В моторе наиболее подверженным износу и поломкам элементом выступает щётка. Точнее графитовые щётки, которые отвечают за передачу тока на роторные обмотки. При стирании щёток их прижим становится слабее, что увеличивает зазор между графитовыми элементами и якорными ламелями. Отсюда и множество искр.

Электродвигатель Перфоратора KRESS

Такую поломку легко определить по звуку. Включая перфоратор, вы услышите натужный гул и параллельно увидите множество искр у коллектора. Да и задняя часть инструмента начнёт сильно нагреваться.

Обмотки двигателя изготовлены из проводов с лаковым изоляционным слоем. При перегреве изоляция теряет свои свойства, начинает трескаться и осыпаться. В условиях небольших замыканий между витками перфоратор при работе начинает гудеть. Якорные и статорные обмотки сделать своими руками в домашних условиях практически невозможно. Но зато их можно приобрести в готовом виде и заменить.

Ещё один уязвимый элемент — это подшипники.

  • Задний. Установлен на корпус электрической части колпачка виброгашения.
  • Передний. Его вы найдёте на посадочном месте корпуса редуктора. Он либо вставляется туда, либо прикручивается с помощью накидной плашки.

Понять, что подшипники изношены, довольно просто. Вращая рукой, ход будет чрезмерно свободным, издавая звук шелеста, либо начнёт подклинивать, будет заметен люфт и посторонние шумы.

У подшипников перфоратора сепаратор закрыт, то есть обслуживаться они не могут. Поэтому самым правильным и разумным решением будет замена изношенных подшипников электроинструмента. На торцевой стороне внешней обоймы, либо на сепараторной крышке должен быть номер. Перепишите его и закажите по этому номеру новые подшипники. Так вы точно не ошибётесь с выбором.

Как поменять кнопку

Даже если это перфоратор достаточно высокого уровня в плане качества, при его длительной эксплуатации владельцу наверняка минимум один раз придётся проводить ремонт, а точнее замену кнопки. Это стандартная процедура почти для каждого перфоратора.

Hander HRH-650 кнопка выключателя

Так что про ремонт кнопки своего перфоратора опытные мастера советуют подумать заранее. Рекомендуется сразу купить новую кнопку, а может и сразу две, под конкретную модель инструмента.

Можно дать несколько рекомендаций относительно того, как правильно разобрать кнопку от перфоратора. Процедура снятия и замены зависит непосредственно от того, какая схема подключения используется для кнопки от перфоратора.

  • Винтовые зажимы. У определённой части кнопок перфораторов предусмотрен винтовой зажим. И чтобы их открутить, нужна лишь шлицевая узкая отвёртка.
  • Пружинные зажимы. Ещё производят перфораторные кнопки с пружинными зажимами. Демонтаж будет несколько сложнее. Чтобы разжать зажимы, необходимо вставить шило в отверстие, которое находится около ввода провода.
  • Одноразовые зажимы. Редкий вариант — это одноразовые зажимы пружинного типа. От них провода не отсоединяются. Но поменять кнопку всё равно можно. Для этого обрезаются жилы старого выключателя, чистятся и лудятся. Затем подключают провода к новой клавише, соблюдая схему соединения.

Кнопка для перфоратора Makita 2450

В зависимости от используемой схемы, вы сможете тем или иным способом снять и поменять кнопку. Можно смело говорить, что ремонт изношенного выключателя почти любого перфоратора является достаточно простой задачей.

Замена щёток

Справиться с заменой щёток на неисправном перфораторе довольно просто.

Некоторые производители электроинструментов поступили очень грамотно. Они предусмотрели каналы для щёток, которые выведены наружу и прикрыты защитными пробками. В итоге добраться до щёток можно без разбора инструмента.

В других ситуациях придётся снимать корпус электрического двигателя, а затем изучать текущее состояние коллекторного узла. Посадочные гнёзда для щёток обычно располагаются возле пластиковых стоек, либо внутри них. Стойки удерживают заглушку подшипника, и на них идёт пара проводов. Механизм крепления и прижатия для щёток может меняться в зависимости от марки и модели перфоратора.

Щетки графитовые Makita CB-155

Чаще всего, чтобы снять щётки, нужно вооружиться щипцами и потянуть ими пару металлических язычков. Далее открутить шурупы или отсоединить пружины зажимов.

В процессе обслуживания перфоратора рекомендуется снимать и проверять щётки на наличие сколов и иных дефектов. Также нужно чистить посадочные места, удаляя накопившуюся грязь и пыль.

Ни в коем случае при установке не перепутайте левую и правую щётку. Строго соблюдайте исходные положения для элементов.

Обычно притирка щёток происходит под индивидуальным углом. Если этот угол изменится, то придётся повторно делать притирку, или же графитовый элемент полностью разрушится.

Меняя изношенные щётки, обязательно подбирайте подходящий размер элементов для замены. Размер и сечение играют не менее важную роль, чем притирка щёток после установки. Суть притирки заключается в том, чтобы дать электродвигателю перфоратора поработать несколько минут. Достаточно буквально 2-3 минуты. Только при этом давать нагрузку и включать ударный режим нельзя.

Замена щёток перфоратора

Производители электроинструментов часто включают в комплектацию набор новых щёток. Если же их в кейсе не оказалось, либо уже успели использовать, тогда остаётся лишь найти новые элементы в продаже. Не переживайте, если ваша модель перфоратора уже снята с производства. Найти оригинал или аналог щёток не проблема.

Процедура замены подшипников

Перфоратор в среднем содержит в своей конструкции 5-10 подшипников качения радиального типа. Они отличаются по размеру. Но замена таких элементов лишь вопрос времени. Так что рекомендация по периодическому разбору инструмента с целью оценить текущее состояние расходных элементов не теряет своей актуальности. Чем раньше вы заметите первичные признаки износа, тем выше будет вероятность исключить более серьёзные неполадки.

Качающийся подшипник перфоратора

Касательно замены подшипников можно дать несколько полезных советов:

  • Практически все подшипники легко демонтируются с инструментов. Это связано с грамотным подбором посадочным размеров под них.
  • Иногда снятие несколько осложняется из-за наличия стопорного кольца. Его придётся убрать, а потом уже извлечь сам подшипник.
  • Случается и так, что даже при отсутствии стопорного кольца подшипник всё равно не снимается. В этом случае потребуется вооружиться двухзахватным универсальным съёмником.
  • Если съёмника нет, тогда зажмите элемент, на который установлен подшипник, с помощью тисков. Только обязательно сделайте мягкие прокладки на губках тисков. Теперь через оправку нанесите несколько ударов по внутреннему кольцу. Это позволит выбить подшипник со своего посадочного места.
  • При установке нового подшипника ни в коем следует не наносите прямые сильные удары по корпусу элемента. Потребуется достаточно упругая наставка типа части трубы из полипропилена. Подрежьте её так, чтобы при ударе вся сила передавалась именно на внутреннюю обойму. Так вы не сделаете своими руками вмятины на канавках.

Опять же, в зависимости от модели перфоратора и его внутреннего устройства, замена подшипников может быть предельно простой, либо сопровождаться некоторыми дополнительными сложностями. Но всё равно демонтировать и установить новые элементы своими руками более чем реально.

Ремонт патрона

Теперь к вопросу о ремонте патронов на перфораторах. Стандартный патрон включает в себя штуцер, имеющий 1-2 отверстия, где располагаются шарики диаметром около 6,7 мм. Шарики свободно перемещаются по отверстиям до момента, пока пластиковый корпус патрона находится в оттянутом назад состоянии. В обычном положении шарики плотно прижимаются пружиной с помощью массивного металлического кольца.

Патрон Bosch SDS

Вы вполне можете отремонтировать проблемный патрон своего перфоратора самостоятельно. Здесь следует дать несколько рекомендаций:

  • Для разборки патрона следует поддеть с помощью отвёртки передний пыльник. Далее снимается со штуцера стопорное кольцо.
  • Все остальные элементы лишь надеваются на штуцер. То есть для их снятия никакие дополнительные действия проводить не придётся. Только не забудьте, в какой именно последовательности они надевались. Точно так же их нужно вернуть при сборке на места.
  • В основном патрон выходит из строя из-за сточенных шариков. Либо же продавливается прижимное кольцо и пластина. В итоге оснастка держаться не хочет. Ещё она может вылетать в процессе работы перфоратором.
  • Чтобы получить безграничный доступ к новым шарикам, достаточно разобрать подшипник №106.
  • У посадочных отверстий, как и шлицов во втулке ресурс огромный. И чаще всего установка шариков даёт положительный результат.
  • Если после замены шариков ситуация не меняется, тогда штуцер подлежит замене. Он продаётся и меняется только вместе со стволом. Иного варианта ремонта тут нет.

В завершении проводится обратная сборка ствола вашего перфоратора и проверяется инструмент на предмет стабильной работы.

Ремкомплект патрона

Важно помнить, что патроны быстро изнашиваются из-за того, что герметизация пыльников недостаточно плотная. Это касается переднего и кольцевого пыльника. Последний располагается на штуцере. Так что старайтесь всегда обеспечивать хвостовикам бура хорошую смазку. А если сверлите потолок, тогда устанавливается шайбу пылеулавливающего типа.

Редуктор и ударный механизм

Понимая, как собрать и разобрать свой перфоратор, вы также можете справиться с восстановлением редуктора и ударного механизма.

Вот только универсальной инструкции относительно того, как правильно разобрать неисправный редуктор перфоратора, нет. Всё по причине того, что устройство трансмиссионной части, как и генератора ударных импульсов, в разных видах перфораторов отличаются. Поэтому для ремонта и обслуживания применяются различные схемы и инструкции.

Редуктор и ударный механизм перфоратора

Чтобы справиться с ремонтом редуктора своего перфоратора, либо же без посторонней помощи заняться ремонтом предохранительной муфты вышедшего из строя перфоратора, нужно учесть, какой именно тип инструмента перед вами.

Тут есть смысл отдельно рассмотреть бочковой перфоратор и пистолетный, чтобы узнать, как разобрать и восстановить редуктор, а также ударный механизм.

Бочковой перфоратор

Ведущую шестерню редуктора на таких перфораторах устанавливают на подшипник электромотора. Ещё две шестерни получают свои собственные упоры. Их следует проверять периодически на предмет люфта и заклинивания. Обнаружив подобные симптомы, проводится замена.

У шатунного механизма есть свой подшипник. Чаще всего его устанавливают путём насаживания на кулачок эксцентрикового колеса. Но иногда она может находиться и в основании шатуна. В редких случаях тут применяют подшипники скольжения. Это связано с тем, что он слишком требователен в плане наличия смазки и поддержания определённых показателей её вязкости. При износе этого узла приходится менять шатун и эксцентриковый бочонок.

Перфоратор бочковой Белорус МТЗ ПЭ-1700

Вращение передаётся с помощью конической, либо же прямой шестерни. И здесь также важно поддерживать постоянное наличие качественной смазки.

Замена проводится в тех случаях, если были замечены следы почернения, разжижения смазки, либо когда в составе смазочного материала появились блестящие вкрапления, указывающие на стружку металла.

Пистолетный перфоратор

Если ротор расположен горизонтально, тогда сложности обычно возникают из-за заклинивших или износившихся подшипников. Это считается самой опасной поломкой для любого перфораторного узла. Осколки подшипника могут угодить в элементы ударного механизма, что приведёт к выходу из строя.

Для посадки пьяного подшипника и промежуточного вала каждый производитель использует собственную схему. Если не знаете, как правильно разобрать свой перфоратор и добраться до этого узла, попробуйте открутить прижимную скобу на переднем конце вала, после чего отсоединить рычаг установленного переключателя.

Пистолетный перфоратор Hilti

Типичной неисправностью для горизонтальных редукторов является износившиеся шестерни передачи. Если пресса нет, тогда снять их будет проблематично. Проще сразу разбить. Для этого выполняется несколько надрезов до 2/3 их толщины.

Чтобы запрессовать новую шестерню, её предстоит сначала нагреть примерно до 150-200 градусов Цельсия. Подойдёт бытовая духовка или строительный фен.

Любой тип редуктора нуждается в периодической чистке и обновлении смазки. Разобрав все элементы, нужно промыть их в ёмкости с бензином или керосином. Вручную убрать остатки стружки и другого мусора. А затем на подвижные части наносится сам специальный смазочный материал.

Ремонт растровой муфты

Бывает так, что при работе ударный режим электрического перфоратора вдруг пропал. Потребуется провести ремонт. Причём выполнить его можно своими руками.

У стволов большинства перфораторов устройство одинаковое. Внешний стакан имеющейся муфты опирается на подшипник игольчатого типа, который находится в передней части корпуса нашего редуктора. С внешней стороны стакана фиксируется главная или основная шестерня, которая передаёт вращение, работая вместе с предохранительной муфтой.

Чтобы снять эти элементы, потребуется демонтировать стопорное кольцо. Делается это за счёт сжатия пружины с помощью переставных клещей.

Разобрать на части внутренние составляющие растровой муфты тоже довольно просто. Здесь фиксация осуществляется стопорным кольцом. Снимается кольцо через боковые отверстия с помощью отвёртки. Удалив кольцо, внутренние детали просто выдавливаются. Вставьте для этого отвёртку с передней стороны ствола.

Внутри будет так называемый ударный летающий болт, а также проммасса. Это приёмник ударных усилий. Большинство болтов сборные. На них обычно изнашивается прокладка из резины и сальниковое кольцо. Меняются эти элементы при каждом плановом обслуживании.

Длительная эксплуатация может привести к усталости металла. Из-за этого в некоторых случаях проммасса и болт раскалываются. По цене они не стоят почти ничего. Так что при обнаружении признаков износа лучше сразу купить и заменить их.

К сожалению, дать какие-то универсальные рекомендации для ремонта муфты или редуктора на всех перфораторах невозможно. Каждый изготовитель применяет собственные схемы, в которых могут быть свои индивидуальные отличия. Так что всегда сохраняйте инструкции и руководства к своему перфоратору. И при ремонте или обслуживании обращайтесь в первую очередь к ним.

Приходилось ли сталкиваться с ремонтом перфоратора? Насколько это было сложно? Что меняли и ремонтировали? Какой перфоратор считаете лучшим?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector