Отбойный молоток незаменим для монтажа и демонтажа разных конструкционных элементов зданий и сооружений. В процессе эксплуатации на него постоянно воздействуют большая нагрузка и неблагоприятные условия окружающей среды (влажность, низкая температура, грязь, пыль и т. д.), поэтому он часто выходит из строя. В этой статье будут разобраны способы устранения самых распространённых неисправностей отбойных молотков.
Разновидности инструмента
Самыми распространёнными в РФ являются пневматические и электрические отбойники, поэтому акцент будет сделан на этот инструмент.
Пневматический
Давно используется в разных отраслях отечественной промышленности (строительство, добыча полезных ископаемых, транспорт и т. д.), поэтому является самым распространённым. Работает пневматический молоток за счёт сжатого воздуха, который подаётся в него по шлангам с компрессора. За счёт давления воздуха приводится в действие боёк, который передаёт ударный импульс пике. Сила удара пневматического отбойника может составлять 10-100 Дж.
С помощью пневматического инструмента можно:
- демонтировать бетонные, железобетонные и бутобетонные конструкции;
- разрушать стены из блоков и кирпича;
- проделывать проёмы в стенах и перекрытиях;
- разрабатывать плотный и мерзлый грунт;
- добывать уголь и т. д.
Основным достоинством молотка этого типа является то, что его можно быстро разобрать, починить и собрать. Единственный недостаток пневматического инструмента — замерзание в холодную погоду при уровне влажности воздуха более 70%.
Электрический
Тоже довольно распространён сегодня в промышленности и быту. Работает за счёт преобразования электрической энергии в механическую.
Электродвигатель приводит в действие кривошипно-шатунный механизм с поршнем, который за счёт сжатия воздуха в камере толкает боёк в сторону ударника. За счёт этого он передаёт ударный импульс пике. Электрические отбойники могут быть мощность до 1700 Вт и иметь силу удара до 45 Дж.
На заметку! Электрический отбойник идеально подходит для домашнего использования. Он создаёт меньше шума в ходе работы, но боится влаги, поэтому в основном используется внутри помещений.
Возможные поломки устройства
Для пневматического молотка характерны такие неисправности:
- инструмент не запускается;
- во время работы делает много слабых ударов;
- делает небольшое количество слабых ударов;
- быстро расходуется сжатый воздух;
- греется в ходе работы;
- сильно вибрирует во время работы;
- не выключается;
- заклинивает пика.
Для электрического отбойника характерны такие поломки:
- повреждение устройства для зажима насадок;
- износ сальников и уплотнительных колец;
- неисправность кривошипно-шатунного механизма;
- повреждение поршня;
- выход из строя бойка;
- износ или разрушение подшипников;
- выход из строя обмоток электромотора;
- поломка устройств управления (кнопки и регулятора частоты ударов);
- повреждение корпуса электроинструмента;
- повреждение кабеля питания.
Важно! Многие неисправности можно самостоятельно устранить, но некоторыми должны заниматься специалисты. Например, это касается ремонта и замены элементов электрической части отбойника (электродвигателя, устройств управления и т. д.). Перемотать электродвигатель могут только высококвалифицированные электрики.
Как починить своими руками
Процесс ремонта зависит от типа молотка и причин неисправности.
Поломки пневматического отбойника и способы их устранения описаны в нижней таблице.
Неисправности | Возможная причина | Устранение неисправности |
1. Молоток не запускается | 1.1 Небольшое давление воздуха в шлангах или он не поступает на инструмент. | 1.1 Проверить давление воздуха на компрессорной установке. Прочистить и продуть шланги, возможно, в них замерзла вода. Проверить целостность шлангов и при наличии повреждений устранить их. |
1.2 Детали отбойника сильно загрязнены. В каналах ствола замерзла грязь или вода. | 1.2 Разобрать молоток. Почистить от грязи, льда каналы ствола, звена и пускового устройства. Промыть, продуть всё и просушить. Собрать инструмент. | |
1.3 Молоток неправильно собран. | 1.3 Разобрать отбойник. Проверить правильность установки всех рабочих элементов. Собрать молоток. | |
1.4 Заело боек, в стволе имеются задиры. | 1.4 Разобрать инструмент. Выполнить хонинговку ствола. Собрать ударный инструмент. | |
2. Отбойник делает много слабых ударов | 2.1 Клапанное распределение плохо прижато к стволу. | 2.1 Плотно прижать детали друг к другу. |
2.2 В ходе сборки посторонние предметы попали между торцом ствола и крышкой клапанной коробки. | 2.2 Удалить грязь, песок, стружку и т. д. | |
3. Молоток делает малое количество слабых ударов | 3.1 Недостаточное давление воздуха на выходе из компрессора. | 3.1 Поднять его до 0,5-0,63 МП. |
3.2 Инструмент подключён к компрессору слишком длинным шлангом. | 3.2 Рекомендуется использовать шланги длиной не более 10-12 метров, поэтому нужно попробовать его заменить. | |
3.3 Шланг закупорился в результате расслоения в нём резины. | 3.3 Вырезать повреждённый участок или заменить шланг новым. | |
3.4 Шланг пережат в каком-то месте. | 3.4 Осмотреть и освободить шланг. | |
4. Быстро расходуется сжатый воздух | 4.1 Слабо затянут ниппель на молотке. | 4.1 Затянуть его до упора. |
4.2 Повреждён шланг. | 4.2 Отрезать повреждённый кусок шланга, если он порвался возле конца. Отрезать повреждённый участок и соединить между собой целые шланги металлической соединительной трубкой. | |
5. Инструмент греется во время работы | 5.1 Нарушение правил эксплуатации. | 5.1 Соблюдать правила эксплуатации молотка. |
5.2 Недостаточная смазка трущихся деталей. | 5.2 Соблюдать требования по воздухоподготовительной аппаратуре и маслораспылителю, указанные производителем инструмента. | |
6. Отбойник сильно вибрирует | 6.1 Инструмент неправильно собран. | 6.1 Разобрать и правильно собрать молоток. |
6.2 Недостаточная смазка рабочих деталей. | 6.2 Соблюдать требования по воздухоподготовительной аппаратуре и маслораспылителю, указанные производителем инструмента. | |
6.3 В молотке установлены не оригинальные детали. | 6.3 Заменить их на оригинальные детали завода изготовителя. | |
7. Инструмент не выключается | 7.1 Неправильно собран молоток. | 7.1 Разобрать его и правильно собрать. |
7.2 Ослабла пружина рукоятки. | 7.2 Заменить её новой. | |
7.3 Западает вентиль промежуточного звена. | 7.3 Проверить свободных ход вентиля и при необходимости заменить. | |
8. Заклинивание пики. | 8.1 Пика плохо закалена или её посадочные размеры не соответствуют параметрам буксы. | 8.1 Заменить её на оригинальную. |
Если вы не знаете, как разбирать пневматические отбойные молотки, то они разбираются следующим образом:
- Откручивается и снимается концевая пружина, после чего извлекается пика.
- Инструмент зажимается надежно в тесках.
- Затем снимается стопорное кольцо и резиновый кожух-глушитель.
- Далее снимается стопор промежуточного звена, после чего извлекается фиксатор.
- Потом откручивается промежуточное звено с рукояткой.
- Затем извлекается тарельчатая пружина и воздухораспределительный механизм.
- Из ствола извлекается боёк.
Что же касается вопроса, как собрать отбойные молотки, то после обслуживания и ремонта они собирается так:
- В ствол вставляется боёк, который должен свободно ходить.
- В верхней части ствола предусмотрено 4 отверстия, 2 из которых глухие. В них устанавливаются штифты.
- Затем на них ставится воздухораспределительный механизм.
- После чего устанавливается на место тарельчатая пружина выпуклой стороной вверх.
- На ствол накручивается рукоятка с промежуточным звеном. Её необходимо до конца затянуть.
- Далее ставится фиксатор и стопорное кольцо.
- Потом устанавливается резиновый кожух-глушитель.
- Дальше ставится пика, после чего закручивается и фиксируется концевая пружина.
В принципе ремонт пневматического отбойника — несложная процедура, поэтому её может выполнить любой мужчина, имеющий опыт работы с ручным инструментом и техникой.
Конструкционная схема пневматического отбойника наглядно продемонстрирована на нижнем рисунке.
Важно! В процессе эксплуатации отбойника важно своевременно проводить техобслуживание. Периодическая разборка и чистка инструмента позволит предотвратить преждевременный износ рабочих деталей.
Что же касается ремонта электрического отбойника, то в нём могут поломаться элементы механической и электрической частей. Поломки механического характера можно легко определить на слух и визуально. Например, в процессе работы отбойника слышен гул, скрежет, стук или пощёлкивание.
Механические поломки связаны с большими нагрузками на молоток, отсутствием смазки в корпусе и воздействием пыли на рабочие элементы инструмента.
Вышедшие из строя подшипники, шестерни, поршни и другие детали молотка легко можно заменить самостоятельно.
С электрической частью все сложнее, потому что не всегда удаётся сразу определить причину поломки.
Самыми распространёнными поломками электротехнической части являются:
- при включении инструмента в сеть и запуске электродвигатель не вращается;
- искрятся щётки коллектора;
- ощущается запах горелой изоляции;
- из корпуса инструмента идёт едкий дым.
Чтобы определить и устранить причину неисправности, отбойник необходимо сначала разобрать. Электрические молотки имеют разную конструкцию, поэтому разбираются по-разному. Соответственно нужно найти и изучить схему электроинструмента, после чего необходимо аккуратно его разобрать, почистить и отремонтировать.
На нижней картинке представлена схема молотка BOSCH.
Для определения причины неисправности необходимо выполнить диагностику рабочих электрических элементов молотка. Диагностика позволит быстро выявить неисправную деталь.
Разберём на примере ремонт самых распространённых неисправностей:
- Если после включения в сеть и нажатия кнопки включения электродвигатель отбойника не запускается, то может быть поломана кнопка пуска. Поэтому её нужно заменить. Также может быть повреждён кабель питания, который тоже лучше всего заменить. Причиной могут быть и стёртые щётки, которые можно поменять без разборки отбойника.
- Если искрятся щётки, могут быть загрязнены контакты коллектора двигателя. Поэтому нужно почистить их от нагара и пыли.
- Если же чувствуется запах горелой изоляции или из корпуса молотка идёт едкий дым, то скорее всего сгорела обмотка якоря или статора электродвигателя. Его могут перемотать профессиональные электрики, поэтому нужно обращаться за помощью к ним.
После ремонта инструмент необходимо правильно собрать.
Сборка электрического отбойника Makita hm1304b продемонстрирована в следующем видео:
Полезные советы
Специалисты советуют придерживаться следующих правил в процессе эксплуатации и ремонта отбойников:
- Чтобы молоток меньше ломался, его нужно своевременно чистить, смазывать и бережно с ним обращаться. Необходимо также проверять целостность кабелей, исправность распределительных клапанов, бойков и других чаще всего ломающихся рабочих элементов инструмента.
- Устанавливать в молоток оригинальные запчасти, потому что в результате использования нестандартных инструмент может полностью выйти из строя.
- Электрические отбойники чаще всего выходят из строя, поэтому нужно придерживаться правил эксплуатации и своевременно выполнять их техническое обслуживание (смазывать, чистить от пыли и менять быстро изнашивающиеся элементы).
- Пневматические молотки часто засорятся грязью, поэтому их нужно регулярно полностью разбирать, чистить и продувать.
При соблюдении правил эксплуатации и рекомендаций специалистов данный ударный ручной инструмент сможет проработать долгие годы.
Надеюсь на то, что отбойный молоток мне прослужит ещё много лет, не хочу постоянно тратить время на ремонт.