Работа в саду и в огороде часто сопровождается использованием мотоблока. Не всегда эта техника ориентирована исключительно на вспахивание земли, на подготовку грунта к посадке тех или иных культур.
Также мотоблок может выступать как техника для перевозки собираемого урожая, каких-то стройматериалов, рассады, мусора и многого другого. Но это невозможно будет сделать без наличия дополнительного оборудования в виде прицепа.
Ряд производителей мотоблоков в качестве дополнительного оснащения предлагают под конкретные модели заводские прицепы. Но они доступны не всегда и не под каждую модель техники. Поэтому часто садоводы и дачники предпочитают собрать мотоблочный прицеп своими руками.
В отличие от автоприцепов, при работе с мотоблоком не нужны никакие разрешительные документы, регистрация или постановка на учёт. Эксплуатируется техника в рамках своего огорода или участка. К тому же самостоятельная сборка даёт дополнительное преимущество в виде денежной экономии.
Разновидности устройств
Планируя своими руками изготовить прицепное оборудование для работы с мотоблоком, нужно заранее подобрать оптимально подходящую конструкцию.
Всего есть несколько вариантов. Каждый из них имеет свои особенности и конструктивные отличия.
- Цельный прицеп. Это классические бортовые прицепы. Фактически это платформа, по периметру которой закреплены борта. Они неподвижные. Перевозить сыпучие грузы тут не особо удобно, поскольку выгружать придётся своими силами, с помощью лопаты или других энергозатратных приспособлений. Но хорошо подойдёт для фасованных товаров. Кузов отличается жёсткой платформой рамы, которые связывают сваркой с ограждением бортов. Многие модели имеют функциональный задний откидной борт.
- Трансформер откидными бортами. Более практичное решение. Откидной борт позволяет убрать его, а затем выгрузить перевозимый груз. Наличие сразу двух откидных бортов также упрощает загрузку. Плюс это увеличивает максимальные габариты перевозимых предметов. Механизм трансформации обеспечивает повышенную универсальность. Конструкция разбирается и становится обычной платформой без бортов с жёстким основанием. Либо же борта ставятся на места по периметру, и это подходит для транспортировки грузов определённого типа.
- Самосвальный. Ещё есть самосвальный прицеп, который также пользуется повышенным спросом для мотоблока, и не редко собирается своими руками. Может быть с цельными и откидными бортами. Второй вариант предпочтительнее. Идеальное решение для перевозки насыпных и навальных грузов. Система опрокидывания не требует прикладывания больших физических усилий при выгрузке и загрузке.
Нужно заранее подумать, какой именно вариант конструкции прицепа в больше мере подходит для поставленных задач.
Если прицеп планируется использовать для перевозки с помощью мотоблока досок, стройматериалов, хорошим выбором станет трансформер.
Для сыпучего и навального груза лучше выбирать именно самосвальные системы. Они практичнее и удобнее в эксплуатации.
Собрать своими руками подобный самосвал для мотоблока не так сложно. Зато этот прицеп может выполнять обширный спектр работ.
Подготовительный этап
Теперь можно приступать к сборке выбранной версии прицепа для имеющегося мотоблока своими руками. Задача не самая простая, но при грамотном подходе и учёте всех рекомендаций, поставленной цели удастся достичь. Для перестраховки можно заручиться поддержкой более опытного товарища.
Сначала рекомендуется изучить чертежи для изготовления тележки под мотоблок своими руками. Некоторые их собирают на глаз, просто копируя понравившейся модели. Но это большая ошибка. Любая неточность обернётся неприятностями. Поэтому правильным решением будет опираться на чертёж, где чётко прописаны и продуманы все цифры и значения.
Помимо чертежа для последующей сборки прицепа мотоблока, также потребуется подготовить определённые инструменты и материалы. Это зависит от того, какие компоненты вы решили собирать своими силами.
Будет правильно, если самодельными окажутся такие элементы:
- рама;
- кузов;
- ось;
- ходовая часть;
- сцепное устройство.
Всё это можно изготовить без посторонней помощи. Хотя то же сцепное устройство часто приобретают от производителя автомобильных прицепов. И в этом нет ничего зазорного. Зато это будет гарантией надёжности и безопасности соединения.
Что точно изготовить самому не получится, либо просто не рекомендуется, так это колёсная ступица и само колесо вместе с покрышкой.
Тут стоит взять уже готовый комплект. Только не забывайте, что под них придётся адаптировать свой чертёж и собираемый мотоблочный прицеп.
В чертёж заносятся все размеры будущего прицепа, учитываются технические возможности и характеристики самого мотоблока. Чрезмерно массивную конструкцию потянет на себе не каждый мотоблок. Но и очень маленькие прицепы особой помощи оказать не смогут при работе на дачном участке или в огороде частного дома.
На этапе подготовки нужно сделать следующее:
- Создать проект для выполнения пошаговой работы или хотя бы сделать рисунок с указанием всех размеров будущего собираемого прицепа.
- Подготовить расходные материалы и инструменты. Желательно всё держать под рукой и предусмотреть нужные компоненты заранее.
- Приобрести то, что нужно для сборки, но собрать это своими руками невозможно. Ту же колёсную ступицу и комплект колёс.
- Организовать рабочее пространство. Лучше всего работать в хорошо освещённом гараже или на улице под навесом при хорошей погоде.
- Выполнить разметку основных компонентов конструкции.
- Провести процедуру выкладки и подгонки для углов совмещения.
- Собрать подготовленные шаблоны для изготавливаемых своими руками деталей.
- Подогнать отдельно купленные готовые части прицепа к тем элементам конструкции, которые будут собираться своими руками.
Чем лучше будет выполнена подготовка, тем проще и быстрее в итоге удастся собрать полноценный мотоблочный прицеп.
Инструменты и расходные материалы
Поскольку впереди предстоит собрать самодельный прицеп для работы мотоблока на дачном или придомовом участке, и всё это будет выполняться своими руками, важно заранее собрать все инструменты и расходники.
Стандартный набор для таких ситуаций состоит из:
- сварочного аппарата;
- болгарки;
- отрезных и абразивных дисков для болгарки;
- измерительных инструментов;
- пассатижей;
- молотка;
- зубила;
- слесарных тисков;
- струбцин;
- сварочных зажимов;
- дрели;
- комплекта свёрл для работы по металлу;
- заклёпочника и пр.
У каждого из этих инструментов свои функции и задачи.
Они нужны для работы и обработки материалов.
Сам прицеп под мотоблок на рассматриваемом примере будет собираться из:
- стальной трубы с прямоугольным или квадратным сечением (60х30 или 60х60 мм.);
- стабильной квадратной трубы 25х25 или 30х30 мм.;
- уголка металлического 25х25 мм.;
- швеллера;
- рессор от легкового авто типа Москвич;
- листа стали хорошего качества толщиной 2 мм.;
- оцинкованного листа на 1 мм. толщиной;
- болтов, гаек и заклёпок.
Также можно самостоятельно сделать конструкцию с жёстким кузовом, которая будет использована вместе подпружиненного аналога колёсной пар. Но тогда рессоры меняются на обычную балку.
В качестве обязательных колёс хорошо подойдут диски и покрышки от таких автомобилей как Москвич, Жигули или Таврия.
Колёса лучше брать сразу с оригинальными ступицами в комплекте. Это значительно упрощает всю дальнейшую сборку.
Отыскать такой комплект не сложно.
Поэтапный процесс сборки
Многих справедливо интересует, как своими руками можно сделать прицеп для своего мотоблока и что для этого предстоит выполнить.
Поскольку чертежей и схем объективно существует огромное количество, то и вариантов того, как можно сделать своими руками телегу для мотоблока также более чем достаточно. Но нужно рассмотреть процесс на конкретном примере.
Прицеп конструктивно состоит из:
- рамы;
- ходовой части;
- кузова;
- дополнительных элементов.
Тут ещё может возникнуть вопрос о том, как можно сделать на прицеп для мотоблока эффективные тормоза. Это скорее вспомогательный компонент, который нельзя считать обязательным элементом конструкции. Актуально при перевозке тяжёлых грузов и на местности с уклонами. Тормоза защищают от случайного скатывания и самопроизвольного движения прицепа вместе с мотоблоком.
Сюда ставят разные системы торможения.
Это могут быть автомобильные тормоза, предназначенные для используемого комплекта колёс. Электрическая система дорогая, да и в случае с мотоблоком требует чрезмерных затрат, а по эффективности себя не оправдывает.
Поэтому лучше задействовать инерционные тормозные узлы. Они бывают механическими и гидравлическими. Лучше сразу купить готовый комплект. Собрать тормоза своими руками, чтобы обеспечить возможность затормозить тележку для мотоблока, невыполнимая задача в гаражных условиях.
Теперь поэтапно о том, как сделать своими собственными руками универсальную тележку для мотоблока.
Рама
На первом этапе собирается рама. Это металлическое основание всего будущего мотоблочного прицепа.
Вообще телегу для своего мотоблока можно сварить, либо же скрутить болтами своими руками. Болтовое соединение более сложное в реализации. Нужно много сверлить и закручивать. Потому в большинстве случаев выбирают сварку.
Рама является цельносварной конструкцией, которая представляет собой каркасную решётку. Делается на основе труб с квадратным сечением.
Траверсы из квадратной металлической трубы размером 25х25 мм. будут формировать поперечины для рамы. Для лонжеронов лучше взять трубу 60х30 или 60х60 мм.
Сначала элементы конструкции нужно выложить на ровной поверхности. Сначала стыки привариваются небольшим швом. Места соединений нужно предварительно проверить с помощью угольника. Если всё равно, тогда проводится полноценная сварка.
Раму обязательно нужно защитить от воздействия влаги и коррозии. Для этого наносится грунтовка по металлу, а затем минимум 2 слоя хорошей краски.
Особое внимание при грунтовании и окрашивании нужно уделять местам сварных швов. Они наиболее подвержены коррозии.
На этом первый этап сборки можно считать завершённым.
Изготовление ходовой части
Большинство мастеров согласятся со справедливостью утверждения о том, что именно ходовая часть на практике является наиболее сложным компонентом при самостоятельной сборке прицепа.
В основе ходовой лежит балка, на концах которой закреплены ступицы. Швеллера нужно состыковать так, чтобы получился квадрат. В местах стыков выполняется сварка сплошным швом. На концы этой оси крепятся колёсные ступицы и также надёжно привариваются.
Проверить качество сборки оси можно за счёт параллельности плоскостей используемых дисков колёс.
Рама и балка соединяются между собой рессорами. Концы рессор нужно обязательно закрепить к приваренному к раме кронштейну. Сама балка прижимается к центру рессор. Для этого потребуется элемент крепления под названием серьга.
Установив ходовую часть на раму собираемого мотоблочного прицепа, его потребуется обязательно проверить на предмет устойчивости к возможному опрокидыванию. Как и в случае с машинами, группа рессор на оси оснащается резиновыми втулками и кронштейнами фиксации рамы.
Ещё один вариант предусматривает сборку двухосного прицепа. Здесь потребуется сделать 2 представленные конструкции, равноудалённые друг от друга.
Две оси оснащают наличие на прицепе двух пар колёс. Это повышает устойчивость, но влечёт за собой ограничения по манёвренности и увеличение веса прицепа.
Кузов
Платформу нужно разместить относительно основания так, чтобы оставались небольшие припуски для последующего крепления бортовых стоек. Передний борт, как и два боковых, обычно крепят основательно, делая их неподвижными. А вот задний делают откидным, используя для этого дверные петли.
У прицепных бортов рамная конструкция, собираемая с помощью металлических уголков 25х25 мм. Уголки нужно сварить сварочным аппаратов встык, а внутренние швы обработать, зачистить, прогрунтовать и закрасить.
Откидной борт фиксируется петлями. Также не забудьте предусмотреть задвижку, которая будет удерживать борт в поднятом состоянии.
На дно кузова стелется лист оцинкованного металла. Хотя не редко используется и обычный ламинированный лист фанеры.
При использовании металлического листа лучше брать материал толщиной около 2 мм. Он крепится на раму и приваривается швами. Швы должны быть по всему периметру с интервалом около 30-50 мм.
Борта устанавливаются с монтажа переднего борта. Затем идут боковые, и выполняется их связка сваркой.
Задний борт будет последним в очереди. Сначала нужно нанести разметку и приварить петли. Потом крепится защёлка-фиксатор.
Дополнительные элементы
Собрав прицеп, можно дополнить его различными вспомогательными элементами. Часто садовники ставят в передней части откидную деревянную лавку.
При сборке одноосной откидной конструкции точно не лишним будет установить опорную ногу или колесо. Это предотвратит опрокидывание прицепа, обеспечит устойчивость и горизонтальное положение при загрузке или выгрузке.
Тормозная система также считается дополнительным элементом конструкции. Монтируется по желанию или по мере необходимости.
Соединение с мотоблоком
Не менее важным и ответственным мероприятием является крепление собранного прицепа к своему мотоблоку, что также вполне можно реализовать своими руками.
Для изготовления дышла прицепа применяют те же материалы, что и для сборки рамы. Это может быть прямоугольная или же квадратная металлическая труба размером 60х60 или 60х30 мм.
Дышло бывает V и I-образным. Первый вариант предпочтительнее за счёт надёжности улучшенной манёвренности конструкции. Дышло соединяется со сцепным устройством.
Сцепка монтируется на месте, где сходятся две балки дышла. Задние концы труб рекомендуется приварить с нахлёстом и усилением непосредственно к прицепным лонжеронам.
Самостоятельно сделать сцепку для имеющегося мотоблока к телеге не так сложно. За счёт соединения прицепа и сцепки обеспечивается лёгкое маневрирование и предотвращается случайное разъединение двух устройств.
В самом простом исполнении самодельное собираемое прицепное устройство для мотоблока, то есть сцепка, изготавливается из металлического прута или железной арматуры. Диаметр изделия должен быть не меньше 20 мм. Из них делают серьгу.
Либо же можно вооружиться приобретённым в магазине сцепным устройством, которое предназначено для соединения автомобильного прицепа и фаркопа.
Чтобы подключение было надёжным и удобным, дополнительно вместе соединения балок прицепного дышла приваривается стальная труба. Её диаметр составляет 40 мм., а длина около 100 мм. Внутри неё на 2 подшипника крепится прицепная ось. Со стороны мотоблочного прицепа трубу нужно заглушить шайбой фиксации оси. Тут диаметр отверстия шайбы обязательно должен совпадать с диаметром оси вашего прицепа.
Ось сцепного устройства самодельного прицепа с одной стороны будет иметь резьбу, чтобы крепить конструкцию гайкой и шпилькой. С другой стороны находится приваренная сцепка, чтобы соединяться с мотоблоком.
Сцепку на конце оси, которая смотрит в сторону мотоблока, лучше сделать на основе квадратной трубы размером 60х60 и длиной около 80 мм. Через 2 противоположные стороны в трубе высверливается сквозное отверстие. Его диаметр должен соответствовать размеру пальца-фиксатора мотоблочной сцепки и надёжно входить в прицепное устройство. Внутри трубу лучше усилить металлическими пластинами. А края загрузить, чтобы при поворотах не создавались никакие дополнительные помехи.
Непосредственно со стороны мотоблочного прицепа ось устройства фиксируется гайкой и шпилькой. Получаемая схема соединения достаточно прочная и надёжная. Плюс она не мешает нормальному маневрированию.
Собрать самостоятельно мотоблочный прицеп вполне возможно. Но для этого рекомендуется отталкиваться от чертежа, строго следовать инструкций и придерживаться всех правил и параметров схемы конструкции.
Всегда есть альтернатива в виде покупке готового дополнительного оборудования, соединяемого с заводским мотоблоком. Если вас устраивают его характеристики и стоимость, а опыта в работе с металлом и сварочным аппаратом нет, тогда это будет лучшее решение.
Но всё индивидуально, и каждый человек сам решает, что ему выбрать.
Есть ли у вас опыт сборки прицепов под мотоблоки? С какими трудностями столкнулись в процессе работы? Что можете посоветовать новичкам?
Делитесь личными наблюдениями и рекомендациями. Подписывайтесь, комментируйте, оставляйте отзывы и задавайте актуальные вопросы!
Проще простого. Меня еще дед научил, я с ним делал, когда мне было только 8 лет. Хотя знаюмужиков, которым проще купить.
Сборка обошлась без трудностей, думаю, что если бы они появились, то я опустил руки и ничего уже не делал(