История, устройство и основные характеристики мотороллеров Тулица

Для езды по городу, чтобы максимально экономить время и деньги на топливо, многие используют двухколёсные транспортные средства. Это мопеды, мотоциклы и мотороллеры.

Конечно же, существует множество современных моделей. Но есть и такие разработки, которые прекрасно сохранились ещё со времён Советского Союза. Одним из таких мотороллеров справедливо считается Тулица. Причём запомните, что ударение в названии нужно ставить на букву У.

Мотороллер ТМЗ Тулица

Это советская двухколёсная техника, которая эксплуатируется многими людьми до сих пор. Причём не только в России, но и далеко за её пределами. В своё время Тульский машиностроительный завод (ТМЗ) был одним из главных производителей двухколёсных транспортных средств.

Стоит более подробно познакомиться с мотороллером Тулица, узнать его историю, взглянуть на основные технические характеристики.

Немного истории

Здесь вдаваться в какие-то исторические подробности нет особого смысла.

Как уже говорилось, Тулица является мотороллером, который производили во времена СССР. Первые экземпляры сошли с конвейера в 1979 году.

Тулица стал наследником более ранней модели мотороллера, который назывался Турист. Выпускали новинку в основном в двух цветах. Это приятный оттенок зелёного и светло-серый цвет.

На конвейере модель продержалась не так долго. Всего 10 лет, поскольку производство остановили в 1989 году.

Мотороллер Тулица 2м

Если сравнивать с предшественником, то есть с Туристом, то Тулица получил более мощный мотор и 12-вольтную аккумуляторную батарею вместо прежних 2 батарей по 6 вольт. Ещё над колесом больше не было ящика для инструментов, а на левой части капота появились дополнительные жалюзи. Тулица получил и новый глушитель, как у мотоциклов. Причём такое же решение применяли на мотороллерах Турист-М.

Стоит сказать, что устройство двигателя у Тулицы было аналогичным, как и у более ранних моделей. Но систему впуска модернизировали. За счёт этого и удалось поднять мощность.

Несмотря на прекращённое производство в 1989 году, множество всё ещё живых экземпляров мотороллера Тулица сохранилось до сих пор. Поэтому многие интересуются вопросами их устройства и технических характеристик в текущем 2021 году.

Общие характеристики

Согласно техническому паспорту и руководству по эксплуатации, основные характеристики у мотороллеров модели Тулица следующие:

  • колёсная база составляет 1400 мм;
  • дорожный просвет в условиях полной загрузки, а также нормальных показателей давления в шинах будет не меньше 125 мм;
  • длина 2080 мм;
  • ширина с учётом руля и зеркал не больше 950 мм;
  • высота 1200 мм;
  • вес без нагрузки (сухой) будет до 140 кг;
  • максимальная нагрузка с учётом водителя составляет 170 кг;
  • максимально мотороллер может развивать скорость 97 км/ч;
  • при движении 30 км/ч тормозной путь в условиях полной нагрузки будет 7 метров;
  • на скорости 45-50 км/ч по шоссе мотороллер будет расходовать 3,2 литра на 100 км;
  • на скорости 73 км/ч расход горючего увеличивается до 4,5 литров на 100 километров пути.

Характеристики мотороллера Тулица

Получается, что у Тулицы вполне себе приемлемые характеристики и эксплуатационные показатели, несмотря на то, что последние экземпляры этой техники выпускались более 30 лет назад.

Чтобы детальнее познакомиться с транспортным средством, нужно также изучить и другие его характеристики, пройтись по двигателю, коробке передач, ходовой части и так далее. В завершении вы узнаете, какие основные недостатки конструкции имеет этот мотороллер под названием Тулица.

Особенности двигателя

Начнём детальное знакомство с двигателя на мотороллерах Тулица. Сам мотор здесь устанавливался только одного типа. Но некоторые элементы могли отличаться.

Двигатель Тулица 200

К числу основных параметров силового агрегата можно отнести следующие пункты:

  • это одноцилиндровый двигатель с диаметром цилиндра 62 мм;
  • ход поршня составляет 68 мм, а степень сжатия тут 66 единиц;
  • цилиндр имеет рабочий объём в 199 см3;
  • максимальная мощность мотора составляет 14 лошадиных сил;
  • крутящий момент у него 1,6 кгс м;
  • используется совместная с топливом система смазки;
  • зажигание функционирует от аккумуляторной батареи, то есть система тут батарейная;
  • двигатель может работать с карбюраторами КА-36Ф или же К-62Г;
  • в качестве топлива используется смесь из бензина и масла;
  • топливо требуется марки А76;
  • в качестве масла подойдёт состав типа М-8В, М6/10Г или МС-20;
  • в конструкции двигателя предусмотрен инерционно-масляный тип воздушного фильтра;
  • система охлаждения здесь принудительная и работает от вентилятора;
  • система запуска мотора при постоянном токе и может осуществляться с помощью кикстартера или династартера.Мотороллер Тулица династартер

Конечно, это далеко не современный тип двигателя. Но всё равно конструктивно он достаточно простой, что обеспечивает высокие показатели надёжности и долговечности. С ним тех особых сложностей в плане обслуживания и ремонта. Во многом за счёт этого мотороллеры Тулица до сих пор могут ездить по дорогам общего пользования.

Трансмиссия

Если говорить о силовой передаче, то есть трансмиссии, то здесь можно выделить несколько основных характеристик и показателей:

  • в конструкции предусмотрено сцепление демпферного типа с многодисковым устройством;
  • находится сцепление в масляной ванне;
  • сама коробка передач имеет 4 ступени;
  • переключение скоростей ножного типа, то есть передачи меняются за счёт нажатия ногой;
  • передаточное число от ДВС к коробке составляет 2,353;
  • передача от двигателя на сцепление реализуется с помощью цепи типа ПВ-9 с 50 звеньями;
  • передача от коробки на заднее колесо также цепное, используется цепь ПР-12,7 с 90 звеньями;
  • передаточное отношение на Тулица составляет 2,235.

Трансмиссия двигателя Тулица

Этих исходных данных должно быть вполне достаточно, чтобы понять суть и возможности советского мотороллера.

С какой скоростью рекомендуется двигаться

Показатели скорости отличаются согласно паспортным данным и руководству по эксплуатации, в зависимости от того, новый это мотороллер или же уже обкатанный.

Конечно, найти сейчас абсолютно новый мотороллер Тулица практически невозможно. Хотя специалисты по восстановлению могут предложить разные и очень интересные варианты.

Для сравнения посмотрим, какую скорость нужно соблюдать, выбирая передачу на новом и обкатанном мотороллере.

Логично будет начать с новой техники. Здесь рекомендуемые показатели такие:

  • на первой передаче следует разгоняться от 5 до 15 км/ч;
  • вторую передачу держат на скорости 15-25 км/ч;
  • включив третью скорость, можно разогнаться до 25-35 км/ч;
  • на четвёртой от 35 до 55 км/ч.

Как видите, пока техника не пройдёт обкатку, на ней не рекомендуется разгоняться более чем до 55 километров в час.

Мотороллер ТМЗ Тулица

Что же касается обкатанного мотороллера Тулица, то здесь значения по скорости на передачах с 1 по 4 будут следующими:

  • на первой передаче от 5 до 20 км/ч;
  • вторая передача разгоняет мотороллер от 15 до 35 км/ч;
  • на третьей можно смело ехать 30-60 км/ч;
  • на четвёртой водитель разгоняется от 50 до 90 км/ч.

Соблюдая эти рекомендации по скорости движения, вы сможете максимально эффективно использовать возможности двигателя, а также не вредить трансмиссии и коробке передач.

Как устроена ходовая часть

Из основных характеристик тут нужно выделить следующие:

  • конструкция рамы сварная трубчатая;Мотороллер Тулица ходовая часть
  • передняя подвеска длиннорычажная, имеет пружинно-гидравлические амортизаторы;
  • задняя подвеска рычажная, также с пружинно-гидравлическими амортизаторами (является унифицированной с амортизаторами на передней подвеске, но кроме пружин);
  • разъёмные колёса;
  • шины с ободами являются взаимозаменяемыми;
  • на тормозах используются колодки, а их диаметр составляет 150 мм;
  • шины могут иметь размер от 4 до 10 дюймов;
  • давление в шинах зависит от наличия или отсутствия пассажиров, а также отличается в зависимости от колеса;
  • на переднем колесе давление с пассажиром должно быть 1,2 атм, а без пассажира 1 атм;
  • на заднем колесе при наличии пассажира давление следует делать 2,5 атм, а без пассажира 1,5 атм.

Тут ничего нового и удивительного нет. Но при этом ходовая часть также является достаточно простой, надёжной и доступной для обслуживания и ремонта своими руками. Это в значительной мере упрощает эксплуатацию такого двухколёсного транспортного средства советского образца.

Электрооборудование на Тулице

Электросхема на мотороллерах Тулица также не выделяется ничем сложным. Это стандартное на то время решение. Преимущество заключается в том, что даже без большого опыта в вопросах электрооборудования транспортных средств, обслужить и отремонтировать Тулицу можно своими руками.

Электрооборудование на Тулице

Электрооборудование мотороллера состоит из:

  • источника электроэнергии, которым выступает аккумуляторная батарея на 12 В;
  • катушки зажигания;
  • реле-регулятора;
  • династартера;
  • включателя зажигания;
  • переключателя поворотных сигналов;
  • переключателя света с кнопкой сигнала;
  • включателя;
  • сигнала;
  • фары;
  • конденсатора;
  • ламповых указателей поворота;
  • включателя стоп-сигнала;
  • заднего фонаря со стоп-сигналом;
  • спидометра;
  • свечи зажигания;
  • переносной лампы;
  • прерывателя света.

Если сравнивать с современными мопедами и мотоциклами, то электрооборудование на Тулице действительно максимально простое, а набор самих компонентов минимальный. Вряд ли это можно считать весомым недостатком или существенным преимуществом.

Что касается контрольных приборов, то тут можно выделить лишь фонари контрольных ламп.

Заправочные ёмкости и их объём

Поскольку мотороллер Тулица предусматривает обслуживание и ремонт в процессе эксплуатации, то не удивительно, что тут предусмотрено использование различных рабочих жидкостей.

Двигатель Тулица 200

Конструкция и устройство Тулицы предусматривает наличие следующих заправочных ёмкостей с соответствующими заправочными объёмами:

  • топливный бак рассчитан на 12 литров рабочей смеси;
  • резерв составляет 500 мл;
  • в картер коробки передач помещается 700 мл смазочного масла;
  • для амортизаторов предусмотрен объём в 55 м3, куда следует заливать масло И-20А;
  • корпус воздухофильтра рассчитан на 100 см3 масла типа АСп10у.

Поскольку речь идёт о карбюраторном двигателе мотороллера Тулица, здесь не предусмотрен отдельно масляный картер, отвечающий за смазку подвижных элементов ДВС. Эти задачи выполняет рабочая смесь, которая включает в себя топливо и моторное масло.

Данные для регулировок

Владельцу Тулицы следует запомнить или записать следующие данные:

  • между контактами прерывателя зазор должен быть в диапазоне от 0,4 до 0,7 мм;
  • между электродами свечей зажигания зазор следует поддерживать в пределах от 0,5 до 0,6 мм;
  • показатели свободного хода рычага сцепления варьируются от 5 до 20 мм;
  • параметры свободного хода рычага, но уже ручного тормоза, будет от 5 до 15 мм;
  • для свободного хода рычага ножного тормоза данные составляют 5-15 мм;
  • при выставлении зажигания показатели опережения до верхней мёртвой точки будут 3,2-2,8 мм;
  • на заднем колесе стрела провиса цепи привода должна составлять 15-25 мм.

Опираясь на эти параметры и данные, каждый владелец Тулицы сможет своими руками выставить основные настройки и обеспечить эффективную работу всего мотороллера.

Какие недостатки есть у конструкции Тулицы

Не совсем объективно будет говорить о том, что техника старая, она существенно отстаёт от современных разработок и так далее. Нет, речь пойдёт о минусах, которые были характерными и актуальными ещё во времена активного роста популярности Тулицы. Фактически на пике славы.

Мотороллер Тулица 2

К числу основных недостатков, о которых говорят сами владельцы и специалисты в мототехнике, относятся следующие моменты:

  • Большой вес мототехники не позволяет комфортно использовать центральный упор при стоянках. Поэтому хрупким дамам такой мотороллер не всегда подходит.
  • Есть претензии к кикстартеру. Он быстро изнашивается, а также имеет недостаточно эффективный механизм.
  • Возникали вопросы касательно центра тяжести. Практика показала, что центр тяжести оказался слишком смещён вперёд. Это вносит свои коррективы в удобство управления.
  • На руле используется довольно слабый упор, с помощью которого фиксируют поднятый капот. А такая необходимость возникает, чтобы осмотреть двигатель, либо запустить мотор, используя кикстартер.
  • На большинстве мотороллеров Тулица используется слишком жёсткое сцепление. Это доставляет дискомфорт при эксплуатации, а также делает мотороллер менее безопасным во время движения. Дополнительно жёсткость сцепления ведёт к активному износу и последующему обрыву тросика сцепления.
  • Расход топлива на практике достаточно большой. На 100 километров пути может уходить по 4,5-5 литров горючего. И это при том, что сейчас целый ряд автомобилей, даже без гибридной силовой установки, могут расходовать столько же, и даже меньше.
  • Избыточный вес. Конструкция имеет массу более 150 килограмм в снаряжённом состоянии. А это негативно отражается на динамических характеристиках советского мотороллера.

Покупать подобную технику или нет, это уже дело лично каждого.

Теперь вы знаете про основные технические и эксплуатационные характеристики мотороллеров советской эпохи Тулица, а также можете сделать для себя определённые выводы.

Конечно, в наше время мотороллер уже вряд ли можно считать актуальным. Но и езда на такой раритетной технике доставляет определённое удовольствие, вызывает чувства ностальгии у многих людей.

Что думаете о мотороллерах Тулица? Кому приходилось на них ездить? Какие впечатления от советской техники? Насколько характеристики являются актуальными в 2021 году?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector