Как отремонтировать и заменить династартер на мотороллерах Муравей

Несмотря на то, что мотороллеры Муравей уже сняты с производства, владельцев этой техники остаётся достаточно много. Они сталкиваются с необходимостью их ремонта и обслуживания.

Конструктивно Муравей далеко не самое сложное транспортное средство. Но без определённых знаний и навыков браться за работу своими руками не рекомендуется.

Династартер мотороллер Муравей

Одним из уязвимых мест мотороллера считается династартер. При этом не все знают, что это такое, как он устроен и принцип работы. А без этих знаний не рекомендуется снимать, ремонтировать и что-либо менять в конструкции устройства.

Устройство и принцип работы династартера

Ранее, чтобы запустить двигатель на мотоциклах, приходилось резко нажимать на педаль. Такая необходимость пропала с появлением династартера. Причём впервые этот узел внедрили на мотороллерах Тула, а затем начали ставить и на Муравей.

Появление электростартеров на мототехнике позволило значительно облегчить процесс запуска. Если раньше резкие нажатия требовали усилий, то с появлением стартеров мотороллеры начали активно осваивать женщины и пожилые люди.

Мотороллер муравей династартер

Династартер — это комбинированная электрическая машина, которая имеет 2 обмотки возбуждения. В моменты пуска мотора династартер работает по принципу электрического стартера. Он проворачивает коленвал и запускает мотор. При работе двигателя династартер осуществляет выработку электрического тока и функционирует по принципу генератора.

Конструкция устройства включает в себя ротор с торцовым коллектором и статор.

Ротор династартера получил форму колокола. Корпус предусматривает наличие пазов, куда закладывается обмотка. Концы секций обмотки выведены к торцовому коллектору. Внутри ротора установлена ступица, чтобы закрепить с её помощью ротор на конце коленвала. На внутренней поверхности ступицы имеется паз, необходимый для фиксации ротора на коленвале ДВС.

Важную роль в работу узла играет реле-регулятор. Оно включает в себя реле обратного тока, регулятора напряжения, а также пускового стартерного реле.

Тут стоит ознакомиться с принципом работы династартера. Если нажать на ключ, вставив его в замок зажигания, то за счёт поступающего на обмотки династартера ток устройство работает как электрический мотор. Как только двигатель Муравья заводится, водитель не жмёт на ключ, и ток не поступает на устройство. Достигнув определённых показателей оборотов двигателя, в работу вступает реле обратного тока, и тогда династартер превращается в генератор.

Чтобы династартер мог работать, в конструкцию мотороллера нужно включить аккумуляторную батарею.

Опираясь на принцип работы рассмотренного династартера, который широко применялся для мотороллера Муравей, можно заняться вопросами его обслуживания и ремонта.

Основные возможные неисправности

При условии грамотного и периодического обслуживания, даже при имеющихся конструктивных недостатках, династарер на Муравье вполне может прослужить порядка 30 тысяч километров, а иногда даже и больше.

Диностартер

Можно выделить несколько неисправностей со стороны династартера, с которыми сталкиваются владельцы мотороллеров Муравей:

  • Механические. Возникают в результате естественного износа, сгорания обмоток, а также разрушения контактных групп.
  • Конструкционные. Это уже всё то, что связано с особенностями конструкции династартера.
  • Поломки реле-регулятора. В этом случае отказывает и сам династартер.

Наиболее неприятными поломками являются те, которые имеют отношение к механической составляющей. Чаще всего сгорают обмотки, происходит межвитковое замыкание, изнашиваются, либо разрушаются коллекторы на династартерах.

Есть и другие поломки механического характера. Это износ и зависание щёток, загрязнение коллектора, обрыв, окисление проводов и клемм. Но у таких неисправностей имеется явное преимущество. Дело в том, что устранить их своими руками намного проще.

Диагностика неисправностей династартера

Теперь к вопросу о ремонте династартеров на мотороллерах Муравей. Довольно большой объём ремонтно-восстановительных работ владелец техники может выполнить своими руками.

Обычно для этого достаточно небольшого набора инструментов, состоящего из:

  • большой плоской отвёртки;
  • маленькой плоской отвёртки;
  • съёмника;
  • тестера;Мультиметр Fit 80625
  • головки на 17.

Не исключено, что замена и разборка могут потребовать дополнительных инструментов и приспособлений. В особенности, если в конструкцию мотороллера Муравей вносились какие-то изменения, отличающиеся от заводского устройства.

Если всё необходимое для работы есть, нужно провести диагностику.

Первым признаком того, что в династартере или реле-регуляторе произошло перегорание, замыкание или разрушение, является внезапно загоревшаяся лампочка контроля заряда аккумулятора на приборной панели Муравья.

Если мотоциклист столкнулся с подобной ситуацией, необходимо в первую очередь:

  • изучить состояние проводов, которые идут от династартера на реле-регулятор;
  • проверить состояние предохранителя;
  • снять крышку с регулятора и визуально оценить целостность компонентов;
  • снять ротор и взглянуть на коллектор и щётки.

Если после этого никаких выводов сделать не удаётся и всё выглядит нормально, тогда лучшим решением в сложившейся ситуации будет помощь со стороны грамотного электрика.

Есть ещё один признак того, что сам династартер исправен, но обслужить его уже нужно. Пришло время. Посмотрите на контрольную лампу заряда аккумуляторной батареи, когда вы будете крутить двигатель на малых или холостых оборотах. Лампочка сначала немного подмигивает, после чего горит уже более устойчиво, а спустя время и вовсе горит полностью и максимально ярко. Причём вне зависимости от текущего режима работы мотора и его оборотов.

В первом и во втором случае без разборки объективно оценить состояние династартера не получится. Придётся заняться демонтажными работами.

Как разобрать узел

Первый этап на пути к ремонту и восстановлению работоспособности династартер — это разборка узла.

Разобранный династартер Муравей

Сначала придётся демонтировать всё то, что мешает снять ротор.

  • Придерживайте рукой ротор, взявшись за вентилятор, и открутите гайку.
  • Если под гайкой вдруг не оказалось шайбы и гровера, то при обратной сборке обязательно их установите.
  • Теперь снимите ротор с коленчатого вала. Для снятия ротора можно воспользоваться покупным заводским съёмником. Но некоторые собирают их своими руками. Какой съёмник выберите вы, вопрос не принципиальный. Оба варианта подходят.
  • Осмотрите состояние коллектора ротора, а также щёток. У коллектора не должно быть признаков повреждений и износа. Он может быть просто грязным. Но это не так страшно, поскольку после мойки династартер снова сможет нормально функционировать.
  • Если на роторе оказались выломаны ламели, то говорить о каком-то восстановлении уже сложно. Проще всего выкинуть и купить новый элемент. Основная причина поломки ротора — это использование первых попавшихся болтов для муфты под магнето, а также вентилятора несоответствующей длины.
  • Если коллектор чем-то задерёт, ламели могут замкнуть между собой, что приведёт к поломке династатера. В теории на токарном станке проточить задиры можно. И тогда ротор будет жить дальше.

В случае падения ротора или ударов по обмоткам происходят сильные повреждения. Такие элементы рекомендуется демонтировать только съёмником, а не использовать варварские подходы с молотком.

Разобрав элемент, можно попытаться теперь его восстановить, чтобы мотороллер Муравей снова нормально выполнял свои обязанности.

Как очистить коллектор

Процедура выполняется по таким правилам и рекомендациям:

  • с помощью маленькой плоской отвёртки аккуратно вычищайте грязь, которая накапливается между ламелями;Ротор династартера Муравей
  • здесь будьте предельно осторожными, чтобы не царапать отвёрткой сами ламели;
  • сжатым воздухом продуйте коллектор;
  • возьмите малярную кисточку подходящего размера и чистый бензин;
  • кисточку смачивайте в бензине и смывайте грязь на коллекторе;
  • когда бензин полностью испарится естественным путём, вооружитесь ветошью без ворса;
  • слегка смочите тряпку в чистом бензине и с усилием натрите до идеальной чистоты коллектор.

В некоторых случаях для восстановления династартера и этого бывает достаточно. Но не всегда. Поэтому двигаемся дальше.

Проверка роторных обмоток

Вам потребуется тестер или мультиметр в режиме прозвонки. Нужно проверить контуры обмотки на возможное наличие пробоя. Для этого один щуп подключается к корпусу ротора, а вторым по очереди подводят ко всем имеющимся ламелям.

Роторная обмотка династартера

Если на какой-то ламели тестер будет выдавать множество цифр, либо пищать, тогда обмотка имеет пробой. Ремонтировать ротор в такой ситуации нет смысла. Самым правильным решением станет замена.

Обмотки статора

Здесь потребуется сделать следующие действия:

  • открутить крепёжные болты статора;
  • обстучать по кругу с помощью деревянной киянки;
  • снять полностью с двигателя;
  • перевернуть проводами к себе;
  • взять тестер и включить в режим прозвонки;
  • подключить щупы к крайним правым выводам;
  • если тестер выдаёт звуковой сигнал, то обрыв обмотки не обнаружен.

Статор династартера Муравей

То же самое нужно сделать с двумя оставшимися проводами. Тут тоже тестер включается в режиме прозвонки. Щупы соединяются с концами проводов. Хорошо, если прибор не пищит. Это говорит о том, что на обмотках обрыва не произошло.

Проверив обмотки на обрыв, следует также проверить статор на пробой обмоток. И снова тестер в режим прозвонки. Один щуп поочерёдно подключается к проводам, а второй к корпусу статора. Если звукового сигнала те, то и пробой отсутствует. Если же появляются бегущие цифры и звуковой сигнал, тогда есть пробитие на массу.

Как проверить щётки

Переверните статор так, чтобы щётки оказались перед вами. Проверьте элементы на предмет износа.

Если видите, что рабочая поверхность стала тоньше, чем основная, тогда произошло стирание щёток. Такие компоненты следует заменить.

Щетки династартера муравей

С тем, как ставить новые щётки на династартер мотороллера Муравей, проблем возникнуть не должно. Потребуется лишь аккуратно извлечь старые щётки и на их место установить новые расходники.

Проверив износ, не забудьте взглянуть, как щётки будут ходить в гнёздах. Бывает так, что щётки зависают. Тогда нужно обточить элементы с помощью напильника. Делается это до тех пор, пока щётки не станут перемещаться внутри гнезда без заедания.

Последний шаг ремонтно-восстановительных работ — это установка компонентов династартера от мотороллера Муравей на свои места. Не забудьте отрегулировать зажигание, поскольку после такого вмешательства это будет обязательная и необходимая процедура.

Обычно после таких манипуляций электрическая составляющая мотороллера Муравей снова функционирует хорошо. Но если что-то пошло не так, у вас возникли проблемы, либо вернуть к нормальной жизни узел не удалось, тогда обязательно обратитесь за помощью к профильным специалистам.

Подключение династартера к реле-регулятору

Некоторые владельцы Муравья задаются вопросом о том, как подключить династартер к реле-регулятору. Одни скажут, что это просто. Другие, что очень просто. И действительно, говорить о каких-то сложностях, когда предусмотрено всего 4 провода, не приходится.

Схема подключения династартера мотороллера Муравей

От статора династартера будут выходить 4 разных провода. Они напрямую соединяются с реле-регулятором. Тут достаточно лишь знать порядок подключения.

Для начала разместите статор династартера щётками вниз. От этого положения и будете отталкиваться:

  • первый по часовой стрелке провод, который тонкий, подключается к клемме ЯШ;
  • далее идёт второй провод, также тонкий, и он соединяется с клеммой Ш;
  • третий провод уже толстый, проходит через предохранитель на клемму ЯШ;
  • четвёртый провод отличается тем, что он самый толстый, и его нужно соединить с клеммой С.

Учитывая даже внешние различия между проводами, разобраться с подключением будет предельно просто.

Тут можно дополнительно дать следующие советы:

  • первый провод тонкий, и он предусматривает наличие вилки на конце (идёт на клемму Ш);
  • тонкий провод, где идёт обычная клемма, соединяется с клеммой ЯШ;
  • толстый провод, у которого есть дополнительно предохранитель, тоже пойдёт на ЯШ при подключении;
  • оставшийся наиболее толстый провод соединяется с клеммой С нашего реле-регулятора.

Вот по такой совершенно бесхитростной схеме осуществляется подключение династартера к реле-регулятору.

Приходилось ли ремонтировать и обслуживать династартер? Какие этапы кажутся самыми сложными? Стоит ли заниматься этим своими руками?

Комментарии: 5
  1. Владимир

    Тут все зависит от опыта. Я вот могу такое сделать без проблем. Просто есть опыт. Если его нет, даже за такую работу лучше не браться. К чему эти риски.

  2. Тимур

    Династартер на Туле появился порядка 50 лет назад, если мне не изменяет память. А до сих пор актуально. Радоваться или плакать от этого, честно не знаю даже.

  3. Александр

    Ох уж этот Муравей. Столько лет прошло, а он еще живой. У меня по молодости такой мотороллер был. Но продал и забыл. А вы напомнили. И династартер обслуживал. Отвертка, бензин, ветошь, тестер. Все прям как я когда-то делал.

  4. Артём

    Простая, элементарная я бы даже сказал работа. Ничего сложного абсолютно. Думаю, с Муравья и нужно начинать. От простых машин к более сложным и современным.

  5. Антон

    А почему не браться, если нет опыта? Я прошу прощения, а тогда откуда этот опыт брать? Мне кажется, лучше на Муравьях и Тулах как раз и нужно практиковаться, набираться опыта. А то на более дорогой технике рисковать точно не захочется. При этом познать азы можно и на Муравье.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: