Современная молодёжь вряд ли знает, что такое Муравей. Для выходцев из СССР это один из самых популярных помощников на огороде, а также востребованное двухколёсное транспортное средство.
Несмотря на то, что сборка началась ещё в 1959 году, а последние экземпляры выпустили в 1995 году, мотороллеры всё равно пользуются спросом.
Важным преимуществом можно назвать элементарную электросхему. И действительно, среди электрооборудования на мотороллере Муравей с завода не предусмотрено ничего сложного и необычного. Всё стандартно, хоть и достаточно бедно. Зато это в значительной мере упрощает вопрос обслуживания и ремонта без привлечения специалистов.
Схема электрооборудования
Даже если рассматривать полное описание, то имеющаяся электрическая схема для мотороллера типа Муравей 2М, как и других модификаций, выглядит просто на фоне современных мопедов, мотоциклов и мотороллеров.
На Муравьях используется контактная схема зажигания. Если настройки сбиваются, тогда регулировка проводится вручную.
Любой профильный специалист отнесёт электрическую схему на мотороллерах Муравей к категории простых и даже примитивных.
Вы сами можете в этом убедиться. Достаточно лишь взглянуть на то, из чего состоит схема проводки и какие компоненты в себя включает мотороллер Муравей.
Стандартная, то есть заводская электросхема советского мотороллера Муравья, если не учитывать доработки владельцев, будет состоять из:
- аккумуляторной питающей батареи;
- спидометра;
- поворотных указателей (сигналы);
- лампы подсветки спидометра;
- свечи зажигания;
- катушки системы зажигания;
- конденсатора;
- переключателя дальнего и ближнего света с клавишей звукового сигнала;
- лампы стояночного переднего фонаря;
- лампы дальнего и ближнего света;
- переключателя поворотных сигналов;
- звуковой сигнализации;
- реле-прерывателя для поворотников;
- коммутационной панели;
- включателя лампы для ночного времени суток;
- контрольной лампы проверки генераторного узла;
- лампы включения нейтральной скорости;
- датчика выбора нейтральной передачи;
- муфты;
- династартера;
- прерывателя для зажигания;
- замка системы зажигания;
- предохранителя номиналом 8 А;
- включителя для стоп-сигналов;
- реле-регулятора;
- лампы стоп сигнала;
- лампочки заднего стояночного тормоза;
- коммутаторной колодки.
Именно так выглядит принципиальная стандартная электрическая схема, которая и формирует собой мотороллер Муравей.
Кому-то может показаться, что здесь достаточно много элементов. На самом деле это предельно простая и понятная схема, освоить которую не составит проблем даже новичку.
Вот почему те владельцы мотороллера Муравей, которым знакома схема штатной электропроводки, могут проводить работы по ремонту, настройке и замене элементов своими руками. Здесь не нужны навыки и знания профессионального электрика, который разбирается в современных автомобилях и мототехнике. Достаточно взглянуть на схему, почитать руководство по эксплуатации и можно смело приступать к решению всех проблем своими силами.
Минимальное электрооборудование можно считать преимуществом и недостатком мотороллера Муравей одновременно. Тут уже каждый сам для себя решает, с какой стороны смотреть на эту особенность двухколёсной техники.
Функции и задачи электросхемы
Ознакомившись с электросхемой, актуальной для мотороллеров Муравей, также стоит рассказать о том, какие функции и задачи она выполняет.
Да, компонентов здесь не так много. Фактически производитель использовал лишь самые основные элементы, необходимые для выполнения поставленных перед Муравьём задач.
Поэтому схема ориентирована на 3 задачи:
- Воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах. Здесь используется карбюраторный мотор. Когда происходит воспламенение, начинает двигаться поршень. Он передаёт вращательный момент на маховик. Это обеспечивает движение мотороллера.
- Запуск холодного и прогретого двигателя. Не последнюю роль здесь играет аккумулятор, а также чистая и исправная свеча зажигания.
- Подача электрического тока потребителям. Это осветительные приборы, лампы приборной панели, а также сигналы и звуковое устройство.
Фактически всё электрооборудование соединяется между собой одним проводом. В качестве второго условного провода выступает металлический кузов мотороллера.
С завода на мотороллере делали очень качественную изоляцию проводки. Это обусловлено тем, что мотороллерам Муравей предстояло работать в тяжёлых условиях.
В обслуживании нет ничего принципиально сложного. Обычно достаточно периодически очищать контактные клеммы, а также проверять электросхему мультиметром.
Если какой-то компонент электросхемы вышел из строя, нужно определить источник неисправности, устранить его и восстановить. Всё это владелец мотороллера Муравей вполне может сделать своими руками.
Возможные неисправности
Если говорить об основных возможных неисправностях со стороны электрооборудования мотороллера Муравей, то их можно разделить на несколько категорий.
- Механические поломки. Это результат естественного износа, перегорания обмоток и разрушения контактных групп. Устраняются неисправности вручную. Требуется заменить компоненты или восстановить контакты методом пайки.
- Конструкционные. Сюда можно отнести все поломки, связанные с особенностями конструкции электрооборудования.
- Выход из строя реле-регулятора. Довольно распространённая неисправность, с которой сталкивались практически все владельцы Муравья. Но плюс в том, что устранить её довольно просто.
Наиболее неприятными являются поломки, которые имеют механический характер. Чаще всего на мотороллерах Муравей происходит замыкание между витками, сгорает обмотка, изнашивается или разрушается коллектор.
А вот с износом и зависанием щёток, загрязнением коллектора, обрывом и окислением проводов, как и клемм, удаётся справиться без лишних хлопот.
Это сложная или простая электросхема? Кто сталкивался с поломками электрооборудования на Муравье? Как их устраняли?
Для абсолютного новичка может и сложная. Если есть минимальный опыт и какие-то знания, то проще простого. То есть нельзя говорить про человека плохо, если он сам не сможет разобраться в таком простом узле как Муравей.
Сталкивался. Причем очень часто. И чем старше становился мотороллер, тем больше проблем вылезало наружу. Но конец мало кто из родного осталось на нем. Менял батарею, лампы, предохранитель, чистил и паял контакты и многое другое.
В свое время это было хобби. Сначала я пару дней работал на мотороллере на участке, а потом еще пару дней его чинил. И так до тех пор, пока сын не подарил современную технику. Ее тоже на 80% обслуживаю сам. Но все намного сложнее.