Как выполнить регулировку сцепления на мотороллерах Муравей

Муравей является достаточно популярным мотороллером до сих пор, несмотря на свой солидный возраст и происхождение ещё со времён СССР. Владельцев такой техники остаётся много. И всё чаще им приходится сталкиваться с ремонтом и обыденными вопросами по настройке и обслуживанию.

Одним из наиболее часто обслуживаемых узлов является сцепление. Этот механизм периодически сбивается, из-за чего требует настройки.

Регулировка сцепления на мотороллерах Муравей

На практике отрегулировать сцепление не так сложно. Но чтобы это сделать правильно и без ошибок, необходимо хотя бы познакомиться с устройством и принципом работы. Плюс не лишним будет узнать, из-за чего именно в сцеплении могут происходить неполадки.

Устройство и принцип работы

Сцепление на Муравье многодисковое, находится в масляной ванне. Узел предназначен для того, чтобы соединять и разъединять ведущие и ведомые узлы техники. Ведущая группа включает в себя барабан с прорезями на ободе, а также 5 армированных пластиковых дисков. А ведомая группа — это ведомый барабан, который находится на шлицах первичного вала, плюс 4 стальных ведомых стальных диска, один нажимной и опорный.

За счёт присутствия сцепления крутящий момент от двигателя может не передаваться, к примеру, при переключениях передач. Постепенно включая сцепление, крутящий момент от ДВС передаётся на КПП, и с помощью главной передачи (задней цепи) усилие идёт на задние колёса. Это и обеспечивает разгон на мотороллере.

Мотороллер Муравей

Крутящий момент передаётся сцеплением в момент, когда соединяются ведущие и ведомые диски. С наружной стороны окружности ведущих дисков имеются специальные выступы. Они входят в пазы ведущего барабана узла сцепления, который соединяется с помощью цепи со звёздочкой на левой цапфе коленвала. Всего ведущих дисков у Муравья предусмотрено 7 штук. Для их изготовления применяют пластик. Между 7 ведущими элементами располагается 8 ведомых дисков. Только они уже стальные.

Своими внутренними выступами ведомые диски имеют постоянную связь с ведомым барабаном. Тот, в свою очередь, неподвижно соединяется с первичным валом на коробке переключения передач.

Оба вида дисков (ведущие и ведомые) могут осуществлять перемещение по пазам, двигаясь в осевом направлении. Но когда они находятся в своём рабочем положении, то обязательно плотно и с усилием прижимаются друг к другу. В этом им помогают 5 цилиндрических пружин. Последние фиксируются на пальцах уже рассмотренного ведомого барабана.

Сцепление включается плавно за счёт проскальзывания дисков в момент, когда сжимающее усилие ослабевает.

Регулировка сцепления на мотороллере

Что же говорить про устройство, то сцепление мотороллера советского образца Муравей состоит из нескольких элементов. А именно:

  • распорной втулки;
  • цепи;
  • ведущего барабана сцепления;
  • длинного штока;
  • шарика;
  • короткого штока;
  • ведомого барабана сцепления;
  • дисков сцепления;Диски сцепления на мотороллер Муравей
  • левой крышки картера;
  • бумажной прокладки;
  • стопорной шайбы;
  • пружины;
  • пальца пружины;
  • звёздочки.

Примерно понимая устройство, принцип работы и какая здесь предусмотрена схема, будет намного проще разобраться в ремонте и настройке узла сцепления на советском мотороллере.

Причины неисправностей

Причины неисправностей во многом можно понять за счёт того, как именно ведёт себя двухколёсное транспортное средство. То есть какие симптомы проявляет узел сцепления.

Здесь возможно 2 варианта:

  • пробуксовка;
  • неполное включение.

Если вы заметили, что диски сцепления пробуксовывают, то тут можно рассматривать несколько потенциальных причин:

  • отсутствует свободный ход у рычага, отвечающего за выключение;Рычаг сцепления Муравей
  • заело трос в защитной оболочке;
  • загустела смазка, либо она застыла из-за холодной погоды;
  • износились диски, либо деформировались выступы на некоторых ведущих дисках;
  • рычаг выключения заел в кронштейне;
  • ослабленная работа пружин узла сцепления;
  • заело червяк выжима со стороны правой крышки картера.

Для каждой из ситуаций предусмотрены соответствующие действия по восстановлению работоспособности.

Если же вы заметили неполное включение системы сцепления на мотороллере, тогда список потенциальных причин будет другим. Здесь стоит рассматривать такие неполадки:

  • вышел из строя механизм выключения;
  • повредилась муфта;
  • слишком большой свободный ход у рычага выключения;
  • масло оказалось слишком густым, из-за чего диски начали склеиваться;
  • перегрев привёл к тому, что диски покоробились;
  • износился шток выключения по длине;
  • открутилась гайка крепления ведомого барабана.Ведомый барабан Муравей

Столкнувшись с тем, что сцепление начало вести, следует проверить трос, а также его оболочку. Чаще всего он покрывается ржавчиной, расплетается или перегибается. Также причина может быть в кривых дисках и чрезмерно затянутых регулировочных гайках. Но и большой свободный ход у рычага исключать также не стоит.

В случае пробуксовки сцепления перечень причин может быть сходим. Только тут уже затяжка у регулировочных гаек недостаточная, либо у рычага нет свободного хода.

Изучив характер поведения мотороллера Муравей, можно сделать соответствующие выводы, а также приступить к работам по устранению неисправностей.

Как проверить трос

Внимательно изучите текущее состояние троса, а также его оболочки. Если не видите никаких следов повреждений и перетягивания элемента, попробуйте просто нанести немного масла с бензином. Масло и бензин нужно смешать в равных пропорциях. Затем взять шприц, набрать туда полученную смесь и аккуратно влить внутрь оболочки троса. Это является эффективным средством профилактики.

Трос сцепления Муравей

Не бывает и такое, что трос, и особенно его оболочка, со временем и при длительной эксплуатации повреждаются. Это проявляется в виде дефектов, перетёртостей и перетягивания. Тут никакая профилактика уже не поможет. Единственным правильным решением является замена троса вместе с оболочкой на новую деталь.

Как регулировать сцепление

Теперь к вопросу о регулировке узла сцепления на мотороллерах Муравей. Здесь потребуется правильно затянуть гайки. Обычно такая необходимость возникает, если мотороллер, а точнее его сцепление ведёт, и Муравей от этого не может в нормальном режиме передвигаться по дорогам.

У рычага выключения сцепления при нормальном состоянии узла должен быть свободный ход. Если же этот свободный ход отсутствует, тогда сцепление начинает буксовать. А когда ход слишком большой, тогда сцепление включается не полностью. Обе ситуации являются проблемой.

Поэтому нужно выполнить процедуру по регулировке сцепления. Выполняется процедура согласно следующим рекомендациям:

  • для рычага нормальным показателем свободного хода является диапазон от 5 до 10 мм;Привод сцепления мотороллера
  • чтобы отрегулировать сцепление, необходимо полностью закрутить до конца регулировочный винт сцепного троса;
  • далее с помощью торцевого ключа ослабить контргайку винта регулировки, которая находится на картере;
  • далее закрутить винт до момента его соприкосновения с грибком;
  • теперь нужно открутить на четверть оборота винт регулировки, а также закрепить его для предотвращения проворачивания;
  • остаётся лишь отрегулировать натяжение троса выжимки сцепления на руле управления мотороллером Муравей.

Выполнив затяжку гаек, необходимо нажать на рычаг и посмотреть, как при этом будет отходить нажимной диск.

Есть несколько дополнительных рекомендаций на этот счёт.

  • Если диск отходит, но делает это с перекосом, тогда примерно на половину оборота соответствующую гайку нужно будет ещё подтянуть. После проверить правильность настройки ещё раз.
  • Если половины оборота оказалось недостаточно, тогда сделайте ещё столько же оборотов. Делайте до тех пор, пока диск не начнёт оптимально и ровно отходить от поверхности.
  • В ситуациях, когда мотороллер Муравей используется для транспортировки тяжёлого груза, сцепление может попросту не справляться с такой нагрузкой. В этой ситуации обычно приходится справляться с пробуксовкой путём нескольких оборотов регулировочной гайки.Загруженный мотороллер Муравей
  • Когда усилие на рычаг кажется слишком большим, и Муравей не служит у вас для грузоперевозок, то гайку вполне можно отпустить до комфортного уровня.

Настройка свободного хода троса

Также порой на мотороллере Муравей возникает необходимость отрегулировать сцепление, а точнее свободный ход троса. Выполнить такую процедуру не особо сложно. С задачей вполне можно справиться своими руками.

Слева относительно двигатель есть крышка, которую нужно снять и открутить контргайку на болте регулировки. Далее всё зависит от того, какие именно проблемы и сложности возникли со сцеплением. Соответствующим образом проводится процедура регулировки хода рычага у сцепления:

  • если ваше сцепление ведёт, тогда нужно закрутить болт регулировки;Болт регулировки сцепления
  • если столкнулись с пробуксовками, тогда болт наоборот выкручивается.

Закручивать или выкручивать болт регулировки следует до того момента, пока свободный ход у конца рычага не достигнет оптимальных значений. Если забыли, то речь идёт о диапазоне от 5 до 10 мм.

Когда регулировка с помощью болта будет закончена, не забудьте зафиксировать его отверткой, после чего плотно зафиксировать контргайку. Так вы сохраните выполненные настройки, так сказать.

Теперь вам известно, как правильно и быстро отрегулировать на своём мотороллере советского образца Муравей сбитое сцепление. И как нужно действовать при проявлении тех или иных симптомов.

Если обычной регулировкой уже не обойтись и в сцеплении обнаружены изношенные, либо деформированные элементы, тогда весь узел придётся разбирать, менять проблемные детали и собирать в обратной последовательности.

Кто сталкивался с регулировкой сцепления на Муравье? Были ли какие-то более серьёзные неисправности? Насколько тяжело было с ними справиться?

Комментарии: 3
  1. Иван

    Регулировал. Причем неоднократно. В какое-то время, пока у меня был Муравей, это было привычной задачей. Справлялся сам. Ничего сложного. Тут главное — знать, что и куда крутить.

  2. Арсений

    Если не разобрался в Муравье, то лезть в более сложную современную технику точно не стоит. Абсолютно обычная и простая задача. Отрегулировать сцепление можно за считанные минуты.

  3. Максим

    Не только регулировал, но и разбирал, потом собирал все сцепление. Причем нашел руководство по эксплуатации. Там есть пошаговая классная инструкция. Только иллюстраций разве что не хватает. Ничего особо сложного. Но почитать про устройство сначала советую. Иначе могут навредить технике.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: