История появления, устройство и технические характеристики мотороллеров Вятка Электрон

В советское время выпускалось достаточно большое количество мототехники. В их числе были и мотороллеры. Тут можно вспомнить такие модели как Тула, Тулица, Муравей, Вятка и многие другие.

Достаточно интересным и популярным отечественным (советским) мотороллером в своё время был Вятка. Причём выпускался он в нескольких модификациях. Самой последней из них был Вятка-3 Электрон. Своё название техника получила за счёт того, что впервые в Советском Союзе была использована электронная система зажигания. Этим и объясняется приставка к имени Вятка.

Мотороллер Вятка Электрон

Многим будет интересно узнать об этом мотороллере, а также познакомиться с его техническими и эксплуатационными характеристиками.

История появления Вятки

Мотороллер под названием Электрон, который правильно называть Вятка-3 Электрон, разработали в 1973 году. Авторами проекта выступали сотрудники конструкторского бюро Вятского машиностроительного завода (ВМЗ).

Вятка-3 Электрон

Перед специалистами была поставлена задача создать лёгкое двухколёсное транспортное средство, которое может перевозить 2 человек, включая водителя. При этом техника должна быть экономичной и недорогой.

Вообще основным мотороллером, на котором базируется Электрон, является модель под названием Вятка-150. Выпуск этого транспортного двухколёсного средства начался в 1957 году. Причём Вятка 150 фактически выступает копией итальянского популярного мотороллера тех времён, который назывался Vespa (Веспа). Причём в качестве прототипа Веспу использовали во многих странах мира. Это объяснялось тем, что итальянская разработка была максимально простой в плане конструкции, но одновременно с этим технологически развитой. Так что Советский Союз — это не единственная страна, которая использовала итальянский мотороллер как основу для собственных проектов.

Мотороллер Vespa

Итальянская мототехника Vespa стала невероятно популярной во всём мире. Стоит отметить, что некоторые выпускали не только лицензированные и модернизированные версии, но также и в наглую, без каких-либо разрешений и согласований копировали мотороллер.

В СССР также не устояли перед возможностью задействовать такой прототип. В итоге за работу взялись специалисты машиностроительного завода в городе Вятка.

Стоит отдать должное советским инженерам, поскольку просто копировать итальянский вариант они не стали. Во-первых, это было связано с возможными рисками столкнуться с претензиями со стороны итальянских разработчиков. Во-вторых, советские условия требования изменения некоторых параметров. Хотя стоит признать, что основные характеристики остались неизменными.

Взяв в качестве образца Веспу, в 1957 году на свет появился советский мотороллер Вятка 150. Спустя 7 лет вышла модернизированная версия под названием Вятка 150ВП. Главные отличия заключались удлинённой базе, новом кузове, а также в изменённой передней вилке. Для задней подвески начали применять цепной привод, отказавшись от прошлой идеи соединять мотор с ведущим колесом.

Сравнение Вятки и Веспы

Нельзя сказать, что Вятка получила огромное количество изменений в сравнении со своим прототипом из Италии Vespa. Все различия сводились к следующим пунктам:

  • разные надписи на шильдике, которые располагались на основном щите мотороллера;
  • на крыло переднего колеса Вятки, начиная с 1960 года, наносили красный флажок и пятиконечную звезду;
  • Вятка получила более крупную центральную часть руля и посадочное место под фару;
  • на итальянском ТС спидометр имел овальную форму, а на советской версии он был круглый;
  • замок зажигания на Вятке находился как отдельный прибор на руле, а у Vespa его прятали в корпус фары;
  • металл облицовки в советской технике оказался толще;
  • отечественная версия превосходила итальянский вариант по размерам базы и весу (на 4 см и 7 кг соответственно);
  • Вятка получила 3 передачи, а у Веспы коробка имела 4 скорости.

Веспа мотороллер чертеж

Вот и вся разница. Поэтому будет справедливо сказать, что тут речь шла больше о копировании, нежели о создании чего-то совершенно нового на базе итальянского прототипа.

Так или иначе, но никаких претензий со стороны Италии в отношении выпускаемых мотороллеров не было.

Когда появилась Вятка Электрон и почему остановили производство

Значимым стал 1973 год. Именно тогда Вятско-Полянский завод запустил процесс конвейерного производства нового отечественного мотороллера под названием Вятка Электрон. Он стал преемником уже легендарного на то время двухколёсного средства передвижения Вятка 150.

Вятка 150

В новой версии переработали кузов, убрали округлые обводы, а также изменили экстерьер на более современный и стремительный.

После доработки мотороллер обзавёлся двигателем с увеличенной помощью, которая достигла 7 лошадиных сил. И самым главным нововведением стала новая система зажигания.

Струю контактную систему заменили на настоящую новинку тех времён. Это устройство, обеспечивающее бесконтактную подачу искры. То есть речь шла о первом в советском союзе электронном бесконтактном зажигании на мотороллерах.

Сложно сказать, почему именно Вятка 3, Вятка-3 Электрон или просто мотороллер Электрон не завоевали должной популярности, и спрос оказался крайне низким.

Начиная с 1973 года, новинка продержалась всего 6 лет. И уже в августе 1979 года было принято решение, опираясь на показатели продаж, снять мотороллер с производства. Фактически на этом оборвалась вся история мотороллеров Вятка.

Основные характеристики

Теперь следует познакомиться с техническими характеристиками советских мотороллеров Электрон, взглянуть на общие данные, мотор, трансмиссию, ходовую часть и электрооборудование.

Будет правильно каждый пункт изучить отдельно, чтобы иметь возможность более подробно рассмотреть все параметры.

Вятка-3 Электрон

Взглянув на технический аспект, можно будет сделать определённые выводы. Детальная характеристика мотороллера даёт наглядно понять, насколько Вятка Электрон был хорош в своё время, и справедливо ли то, что технику в итоге всего через 6 лет после появления сняли с производства.

Общие данные

Если перед вами есть инструкция, которой комплектовали каждый мотороллер советского образца Вятка Электрон, то узнать про характеристики двигателя, ходовой части, трансмиссии и прочих узлов не составит большого труда.

Там отдельно рассматриваются технические характеристики используемого двигателя. Плюс мотороллер Электрон показывается со всех сторон, включая габаритные размеры и электронное оснащение.

Если же говорить про общие данные, то они такие:

  • мотороллер рассчитан на перевозку 2 человек, включая водителя;Вятка-3 Электрон
  • в снаряжённом состоянии техника весит 120 кг (у Вятки-150 было 118 кг);
  • сухая масса 108-110 килограмм;
  • максимально возможная скорость разгона 80 км/ч (против 70 км/ч до модернизации);
  • на разгон от 0 до 60 км/ч уходит примерно 12 секунд;
  • на скорости 50 км/ч расход топлива составит 2-3 литра на 100 километров пути;
  • доступный запас топлива в бензобаке рассчитан на 12 литров;
  • уровень издаваемого шума равен 80 дБ.

Кому-то, узнав про вес, скорость и объём топливного бака у мотороллера Вятка Электрон, будет достаточно для ознакомления. Другие же хотят больше подробностей о советской технике.

Габаритные размеры

Здесь всё достаточно просто. В сравнении с мотороллером Вятка-150, габариты у Электрона не изменились.

Поэтому актуальными остаются следующие цифры:

  • длина составляет 1850 мм;Габаритные размеры
  • ширина здесь 800 мм;
  • высота 1150 мм;
  • с завода предусмотрено использование шин размером 101,6х254 мм.

С габаритами разобрались. Теперь можно двигаться дальше.

Двигатель

На очереди вятский двигатель и его характеристики в случае с версией Вятка Электрон.

Среди основных параметров по двигателю можно выделить следующие:

  • двигатель одноцилиндровый, двухтактного типа;
  • цилиндр имеет рабочий диаметр 57 мм;
  • ход поршня составляет 58 мм;
  • рабочий объём цилиндра 148 см3;
  • степень сжатия 6,7;
  • система охлаждения принудительно-воздушная;
  • мощность составляет 7 лошадиных сил;
  • крутящий момент 11 Нм при 3800 об/мин;
  • система зажигания используется электронная бесконтактная.

Двигатель Вятка электрон

Для сравнения, у обычной версии мотороллера Вятка 150 мощность мотора составляла всего 5,5 лошадиных сил, а максимальный крутящий момент достигал отметки в 9 Нм.

Но за счёт установки электронного бесконтактного зажигания, а также некоторых доработок, эти параметры удалось в значительной мере изменить в лучшую сторону. Это отразилось и на расходе топлива.

Трансмиссия и ходовая часть

С позиции последующего обслуживания и ремонта, потенциальному владельцу советского мотороллера Электрон не лишним будет познакомиться с трансмиссией, а также с ходовой или экипажной частью.

Трансмиссия Вятка Электрон

По трансмиссии можно выделить такие моменты:

  • сцепление здесь многодисковое, находится в масляной ванне;
  • коробка передач имеет 3 ступени, а переключение осуществляется за счёт вращения рукоятки на руле;
  • передаточное число передней передачи 3,04;
  • у коробки передач, в зависимости от скорости, это 4,83, 2,89 и 1,80 соответственно;
  • задняя передача шестерённая с передаточным числом 1,0.

Что же касается ходовой части, то здесь параметры следующие:

  • сварная рама с несущим корпусом;Рама Вятка Электрон
  • пружинная, короткорычажная передняя подвеска с тянущим рычагом, а также амортизатором гидравлического типа;
  • у вилки заднего колеса техники подвеска пружинная, маятниковая, также идущая с гидравлическим типом амортизатора.

Устройство наглядно показывает, что мотороллер Электрон достаточно простой в плане конструкции. Это в значительной мере облегчает его эксплуатацию и обслуживание, как и проведение ремонтных работ своими руками.

Электрооборудование

Некоторых читателей может заинтересовать и схема зажигания, которая устанавливается на мотороллер Вятка Электрон или просто Вятка-3.

Как уже говорилось ранее, мотороллер Вятка Электрон получил систему электронного бесконтактного зажигания. И её схема стандартная для всех подобных систем.

Сама же электросхема включает в себя такие элементы как:

  • электропроводка;
  • генератор;Генератор Вятка электрон
  • аккумуляторная батарея;
  • стабилизатор напряжения;
  • бесконтактная система зажигания;
  • центральный переключатель;
  • освещение;
  • сигнализация и так далее.

Вдаваться в подробности более мелких и незначительных компонентов нет смысла.

Генератор здесь используется маховичный переменного тока. Он же магдино. Главная особенность заключается в том, что узел сочетает в себе магнето и генератор одновременно.

Генератор в процессе работы подзаряжает аккумуляторную батарею, а также питание током первичную обмотку катушки зажигания. Ротор генератора надёжно фиксируют на коленчатый вал двигателя, что обеспечивает их одновременное вращение.

Примерно так можно описать устройство, а также основные характеристики советского мотороллера Вятка Электрон. Понятно, что многое взято от Вятки-150, как основы для создания новинки. Но всё равно свои отличительные особенности и характеристики мотороллер с электронным бесконтактным зажиганием всё же получил.

Что думаете про мотороллер Вятка Электрон? Это был прорыв своего времени? Или закономерная модернизация? Почему спрос был таким низким? Были ли у техники шансы стать бестселлером?

Комментарии: 9
  1. Сергей

    Купил в магазине 1982 году. Выпуск 1978г. Приволок домой — а он не заводится! Через неделю выяснилось что сдох тиристор КУ202В в блоке зажигания, заменил, и ездил 3 года без проблем. Правда жрал он бензин по 5-6л. на 100 вёрст, но с лобовым стеклом от Урала. Бензин тогда стоил копейки, а мне нравилось в дождь приезжать на работу сухим, даже не замочив ботинок. Классная машинка, до сих пор стоит в гараже и даже заводится. Но в карбюраторе К36-Р потерялась втулка куда входит игла, карбюратор соответственно переливает и мотороллер ехать не может — глохнет от перелива. Эх, заменить бы карбюратор и вспомнить молодость…

    1. юрий

      ..в чём проблема ? карбы продаются Скоро займусь восстановлением вятки электрон 1977 гв ..хотя хозяин говорит что лет 10 назад ездил на ней ..сейчас стоит в гараже

    2. Саша

      бензин стоил копейки АИ 93 стоил 40 копеек, при зарплате в 120 рублей можно было купить 300 литров. А сегодня АИ 92 стоит 45 рублей за 300 литров 13.500 рублей, но это очень низкая зарплата и никто работать за эти не деньги не хочет

      1. Сергей

        Внимательно читаем, куплен мотороллер в 82 году. Откуда цена взялась 40 копеек не понятно. 7 копеек стоил А72 и 9 копеек А91.

        1. Юра

          В 1976 он столько стоил. В 1977 стал стоить 15 копеек, а в 1979-30 копеек, соответственно, Аи93- 40 копеек.

  2. Саня

    Спасибо для начала! Было довольно интересно почитать. Хотя я люблю более современную технику, история советских мотороллеров также вызывает определенный интерес. Насчет впечатлений они смешанные. Но вообще для своего времени техника неплохая.

  3. Артём

    Это скорее у вятского завода нужно спрашивать, почему спрос такой низкий, что пришлось остановить производство. Точнее к отделу продаж. Шансы возможно и были. Но мало просто поставить бесконтактное зажигание и ждать потока клиентов. Тут нужна постоянная работа.

  4. Виктор

    Достойный мотороллер. Особенно с учетом того, сколько аналогов в СССР выпускалось в тех времени и было доступно в продаже. Но видимо Вятка не лучший из них. Отсюда и низкий спрос.

  5. Арсений

    Поставить новое зажигание было классным решением. Но когда кроме этого ничего не меняется, рассчитывать на успех вряд ли стоит. Мне кажется, уже было такое время, что электронным зажиганием никого не удивишь спустя 3-4 года. А Электрон стоял на месте. Конкуренция убила его. Вот и все. Исправьте меня, если я ошибаюсь.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: