Как самостоятельно выставить зажигание на мотороллере Муравей

Муравей — это некогда популярный советский трёхколёсный мотороллер грузового типа, который был предназначен для перевозки различных грузов. Причём в достаточно большом количестве. При этом дачники и садоводы приспособили транспортное средство и для других целей.

Классических мотороллеров Муравей осталось не так много. Производить их начали ещё в 1959 году. Сборка прекратилась в 1995 году.

Зажигание на мотороллере Муравей

В 2020 году появился новый Муравей, выпускаемый всё тем же Тульским машиностроительным заводом (ТМЗ). Только теперь речь уже идёт о четырёхколёсной электротележке, оснащённой кабиной. Ничего общего с классическим советским Муравьём у новой разработки нет.

Что же касается старых версий мотороллера, то их устройство и конструкция довольно простые. Количество поломок и неисправностей было минимальным. Особенно касательно электрической части. Но чем приходилось владельцам заниматься регулярно, так это регулировкой зажигания.

Многим будет полезно узнать, как регулируется зажигание, что для этого потребуется, а также в какой последовательности действовать.

Зачем производится регулировка зажигания

Современные бесконтактные системы зажигания отличаются надёжностью и точностью. В итоге автовладельцам практически не приходится влезать в него с целью провести работы по регулировке. Вмешательство действительно минимальное. Причём настройки если и выполняются, то только через компьютер и специальное программное обеспечение.

Ситуация с традиционными системами зажигания, как у мотороллера Муравей, несколько иная. Здесь настройка выполняется вручную. И нужно быть последовательным и внимательным, чтобы всё сделать правильно.

Зажигание на мотороллер Муравей

Если зажигание выставлено корректно, это отразится на работоспособности мотороллера, а также на всех его технических и эксплуатационных характеристиках.

Зажигание настраивают с целью обеспечить эффективную работу двигателя. Иногда владельцы Муравьёв могут длительное время эксплуатировать технику, даже не обращая внимания на то, что зажигание сбито.

Последствия от неверно настроенного, либо сбитого зажигания на мотороллере следующие:

  • повышается расход топлива;
  • нестабильный запуск двигателя;
  • проблемы при старте мотора;
  • снижение динамики.

В какой-то момент Муравей попросту может не завестись. Да и проблема с повышенным расходом топлива никому не нужна.

Принципиальная схема

Здесь речь идёт о контактной системе зажигания. При сбитых настройках, восстанавливать нормальную работоспособность придётся своими руками. Но объективно в этом ничего принципиально сложного нет.

Вообще электрическая схема на мотороллерах Муравей относится к категории простых. Какие-либо сложные узлы здесь не предусмотрены.

Схема электрооборудования мотороллера Муравей

Фактически электросхема Муравья состоит из:

  • аккумуляторной батареи;
  • спидометра;
  • лампы для подсветки спидометра;
  • указателя поворотных сигналов;
  • свечи системы зажигания;
  • катушки зажигания;Катушка зажигания муравей 2м
  • конденсатора;
  • переключателя для дальнего и ближнего света вместе с кнопкой подачи звукового сигнала;
  • лампы переднего стояночного огня;
  • лампы ближнего и дальнего света;
  • переключателя поворотников;
  • звукового сигнала;
  • реле-прерывателя поворотных указателей;
  • коммутационной панели;
  • включателя лампы в тёмное время суток;
  • контрольной лампы состояния генераторного узла;
  • лампы-контрольки включения нейтральной передачи;
  • датчика выбора нейтральной передачи;Датчик нейтрали мотороллера Муравей
  • муфты;
  • династартера;
  • прерывателя системы зажигания;
  • замка зажигания;
  • предохранителя на 8А;
  • включателя стоп-сигналов;
  • реле-регулятора;Реле регулятор муравей рр121
  • коммутационной колодки;
  • лампы стоп-сигнала;
  • лампы заднего стояночного тормоза.

Это действительно минимальный набор. И его более чем достаточно, чтобы Муравей полноценно работал и выполнял свои функции.

Зная схему и особенности устройства, которое получил мотороллер Муравей, можно самому, без посторонней помощи, правильно выставить сбитой зажигание, не прибегая к помощи специалистов.

Запуск мотороллера Муравей

Применяемая схема на мотороллере Муравей нужна для выполнения 3 основных задач:

  • Воспламенять топливовоздушную смесь в цилиндрах карбюраторного двигателя. При воспламенении в движение приводится поршень, который в свою очередь передаёт вращательный момент на маховик.
  • Запускать холодный и прогретый мотор.
  • Подавать электрический ток на осветительные устройства, а также сигнальные указатели и звуковые устройства.

Фактически всё электрооборудование мотороллера Муравей включает в себя систему из одного провода. Вторым выступает кузов транспортного средства.

Стоит отметить высокое качество заводской изоляции, что эффективно защищает водителя, а также предотвращает вероятность замыкания.

Обслуживание электрической части мотороллера сводится к тому, чтобы очищать периодически контактные клеммы. Но всё равно наличие тестера или мультиметра не помешает, чтобы точно определить, из-за чего именно электрооборудование не работает или даёт сбой.

Процесс выставления зажигание на Муравье

Теперь о том, как выставить правильно зажигание на мотороллере марки Муравей. Если вы раньше имели дело с мотоциклами и мопедами, то отрегулировать здесь зажигание не станет серьёзным испытанием. Ничего принципиально сложного в мотороллере Муравей нет. Здесь всё выглядит так же, как и на всех мотоциклах с 1-цилиндровым двигателем, а также батарейной системой зажигания. Особые навыки, как и специальные инструменты, не потребуются.

Для работы возьмите лист тонкой бумаги, узкий стержень, а также набор ключей для разборки.

Регулировка зажигания Муравей

Самостоятельная регулировка сбитого зажигания для мотороллера Муравей выполняется по такой схема:

  • Открутите свечу зажигания. Установите поршень так, чтобы он находился в верхней мёртвой точке.
  • Через отверстие, где находилась свеча зажигания, вставьте металлический стержень. Хорошо уприте его в головку поршня. На стержне сделайте засечку длиной 4,5-5 мм.
  • Контакты прерывателя нужно сомкнуть в момент, когда поршень будет находиться в верхней мёртвой точке. Между ними необходимо положить лист бумаги, после чего зажать.
  • Старайтесь максимально медленно проворачивать коленчатый вал. Двигайтесь в сторону против часовой стрелки. Параллельно с этим тяните за бумажку.
  • Как только бумажка освободится от зажатия в момент, когда поршень достигнет выполненной на стержне отметки по глубине, зажигание будет считаться правильно выставленным.

На этом работа завершена. Теперь вы знаете, как правильно выставить зажигание, чтобы на вашем мотороллере Муравей корректно работал двигатель, а также разумно расходовалось топливо, и не было сложностей с запуском.

Возможные улучшения

При желании, существующую на Муравье систему зажигания можно несколькими способами модернизировать.

К примеру, снизить ток, который проходит через контакты прерывателя. В этом поможет устройство ТК-102. Это транзисторный коммутатор. Его использовали на самых популярных в советское время грузовых машинах. Это ГАЗ-53А, ЗИЛ 130 и не только.

ГАЗ-53А

При использовании ТК-102 ток уменьшится в 6-8 раз, то есть составит буквально 0,3-0,8 А. Это позволит сделать контакты у прерывателя фактически бессмертными. Служить будут вечно.

Но есть недостаток. Система будет предъявлять повышенные требования к чистоте контактов. Если раньше туда могло попадать масло, какая-то грязь или пыль, и при этом всё выгорало, то теперь такого не будет. Придётся периодически заниматься профилактической чисткой. Это не самая большая жертва.

Установив транзисторный коммутатор, можно будет применить более мощную высоковольтную катушку зажигания типа Б-114. У неё внушительная вторичная обмотка, состоящая из 41500 витков.

Высоковольтная катушка зажигания типа Б-114

Так как напряжение на свече будет не 17, а уже 25,3 кВ, то можно установить на мотороллер Муравей другую свечу зажигания, зазор которой составит до 1,2 мм. Преимущество такого решения очевидное. Экономия топлива составит порядка 30%.

Ещё некоторые задумываются настройке и установке зажигание магнето на мотороллере марки Муравей. Хоть решение и популярное, по факту оно имеет ряд слабых мест:

  • после установки активно изнашивается резиновая муфта;
  • это ведёт к сбитому зажигания;
  • появляются детонации;
  • падает мощность двигателя;
  • мотор перегревается;
  • повышается расход топлива;
  • выходит из строя диностартер;Династартер мотороллера Муравей
  • происходит регулярный обрыв выходного вала ротора;
  • ускоряется износ подшипников ротора.

Также магнето не рассчитан на длительный срок эксплуатации. Если же мотороллер Муравей работает на постоянной основе, подобный тандем с магнето ему точно не нужен.

Магнето — это не самое дешёвое удовольствие. Такие устройства могут обойтись в сумму от 1500 рублей за подержанное магнето, до 4000-5000 рублей за новое устройство. Так что стоит подумать над целесообразностью такой переделки. Лучше уж оставить классическое контактное зажигание, нежели ценой таких недостатков пытаться перейти на бесконтактное.

Как видите, ничего сложного в устройстве мотороллера Муравей нет. Настроить зажигание вполне можно своими руками. Сделав это впервые, все последующие настройки будут проходить ещё быстрее и легче.

Кто знаком с легендарным мотороллером Муравей? Кому приходилось его настраивать и ремонтировать? Возникали какие-либо сложности? Ваше мнение об установке магнето?

Также можете подписаться, оставить комментарий или задать собственный интересующий вас вопрос!

Комментарии: 4
  1. Михаил

    Статья полезная, но не полная, хотелось бы также описание выставления зажигания с БСЖ(без контактной системой зажигания) :?:

  2. Савва

    Да, был такой у деда. Правда давно. Он при мне в нем ковырялся, что-то показывал и объяснял. Малый тогда был, так что сейчас уже ничего не помню. Грустно было приезжать в тот дом, когда деда не стало. Этот ржавый Муравей, инструменты, перекосившийся сарай. Печально.

  3. Леонид

    Да уж, точно легенда. До сих пор колесят Муравьи по нашим садам и огородам. У соседа по даче такой. Говорит, ни за что не променяет на современные тарантайки. Хотя зря. Объективно это прошлый век. Тут скорее вопрос привязанности.

  4. Михаил

    И вот обязательно было такие грустные истории рассказывать? Я пришел сюда про Муравья почитать, а не плакать. На самом деле это реально грустно. А по поводу мурашки скажу следующее. Проще простого. Ну после ремонта велосипеда обслуживания муравьишки идет на 2 месте. Все элементарно. За 10 минут отрегулировать более чем реально. И это здорово на самом деле. Нет сложных схем, компьютерной настройки и так далее.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: