Конструкция снегоуборочной машины включает в себя несколько важных и ключевых элементов. Одними из них выступают приводные ремни. Здесь они нужны для того, чтобы передавать вращательный момент от ведущего вала к ведомому. Фактически от целостности, а также исправной работы ремня зависит возможность снегоуборщика передвигаться по земле и убирать снег.
При эксплуатации ремни постоянно вступают в контакт с другими элементами, что ведёт к достаточно быстрому износу. То есть замена ремней на снегоуборщиках — это стандартная процедура, с которой сталкиваются все владельцы снегоуборочной техники.
Принцип работы ремней снегоуборщика и их применение
Стоит объективно признать, что приводные ремни — это одни из самых часто заменяемых деталей в конструкции снегоуборщиков.
Каждый современный агрегат для уборки снега с завода оснащается 2 ремнями. Задачи перед ними ставятся разные, хотя принцип работы является идентичным.
Ремень первого типа необходим для того, чтобы распределять вращательный момент от двигателя на шнек. Задача приводного ремня второго типа — это передача вращательного момента на колёса. Получается, что без одного ремня не будет работать шнек и выбрасываться снег, а без второго снегоуборщик попросту не сможет передвигаться по территории, поскольку колёса вращаться не будут.
Проверить, действительно ли какой-то из ремней, а может и оба сразу, износились и вышли из строя, довольно просто. Нажмите на рычаг или кнопку, которые отвечают за движение колёс и управление шнеком. Если шнек не срабатывает, либо снегоуборщик не двигается с места, тогда возможно проблема именно со стороны ремней. Убедиться в этом можно путём визуальной проверки деталей.
Какие ремни используются в снегоуборщиках
Прежде чем приступать к замене, нужно узнать, какие ремни используют на снегоуборщиках. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность приобрести новые расходники. Не зная, что стоит на технике, правильно подобрать ремень никак не получится.
На современной снегоуборочной технике нашли применение ремни зубчатого типа. Объективно их показатели прочности достаточно высокие, и в этом аспекте они практически не уступают приводным цепям.
При этом зубчатые ремни превосходят цепи за счёт более удобной эксплуатации, а также незначительного веса. Ещё зубчатый ремень способен эффективно и качественно передавать вращательный момент на рабочие валы. Также приятным бонусом для тех, кто предпочитает обслуживать снегоуборщик своими руками, будет факт более простой фиксации и установки, даже в условиях ограниченного пространства для работы.
Тот факт, что на снегоуборщике используется именно зубчатый ремень, ещё не в полной мере даёт понять, какой расходник нужно покупать. Для снегоуборочных машин предусмотрено 2 вида зубчатых ремней.
- Плоскозубчатые. Отличительной особенностью детали является высокая прочность. Потому такие элементы обычно устанавливают именно для работы шнека. Плоскозубчатые ремни характеризуются высокими показателями прочности и стойкости к деформации. Потому срок службы расходника выходит внушительным. Конструкция обеспечивает синхронную работу двух шнеков одновременно, что добавляет стабильности в функционировании снегоуборщика.
- Двухсторонние. Это отдельная группа приводных зубчатых ремней. Такие детали больше подходят для передачи вращательного момента одновременно в несколько необходимых направлений. Потому двухсторонние зубчатые ремни устанавливаются на колёса снегоуборочной техники. Этот вариант считается оптимальным, если на оборудовании предусмотрена коробка с задней передачей. Дополнительно стоит отметить хорошую устойчивость к износу и механическим повреждениям.
Но даже такие характеристики не могут сделать деталь вечной. Износ с течением времени всё равно происходит. И задача владельца снегоуборщика заключается в том, чтобы вовремя обнаружить износ, заметить повреждения, и заменить деталь.
Нельзя исключать вариант, при котором на снегоуборщике будет установлен клиновидный ремень. Он отличается трапециевидным профилем, а также поперечным сечением. Проблема лишь в том, что у ремня такого типа есть существенный недостаток. Это менее плотное прилегание к другим компонентам снегоуборщика. Хотя ряд функций ремень выполнять всё равно способен. Так что многие производители решают применить именно клиновидный расходник для установки на технику.
Ознакомившись с классификацией ремней для снегоочистителей, можно взглянуть на возможные и наиболее распространённые неисправности.
Причины износа и неисправностей ремней
Поскольку это расходник, каждая деталь имеет ограниченный срок службы. Причём зависит этот период, в течение которого деталь сохраняет свою работоспособность, от нескольких факторов. А именно:
- качество изготовления;
- используемые материалы для приводного ремня;
- правильность установки;
- заводской брак;
- технические характеристики снегоуборщика;
- условия эксплуатации;
- активность работы техники и прочее.
Совокупность этих факторов приводят к тому, что на разных снегоуборщиках срок службы ремня в итоге отличается. У кого-то он может отработать несколько сезонов. У других уже через несколько часов суммарной работы снегоуборщика наступает потребность в замене детали.
Есть несколько основных причин износа и появления дефектов на приводных ремнях, которые и становятся поводом для замены.
- Длительная эксплуатация без остановки. Запустив снегоуборщик, и начав убирать снег, на это может уйти разное количество времени. Кому-то хватает 5-10 минут, чтобы расчистить дорожки. Другие же нагружают технику, не останавливая её по несколько часов. Чем дольше работает снегоуборщик, тем активнее нагреваются все элементы техники. Высокая температура негативно влияет и на ремни. Поэтому от длительной эксплуатации деталь быстрее выйдет из строя. Это означает, что во время работы нужно давать агрегату отдохнуть и остыть, после чего продолжать расчищать снег.
- Частые старты и остановки. Противоположная ситуация. Оператор работает на снегоуборщике короткими сессиями. Запустил двигатель, поработал несколько минут, остановил мотор. И так повторяется многократно. Понятно, что ситуации бывают разными. Но в подобном режиме на снегоуборщике лучше не работать. Это сильно влияет на износ стартера, двигателя и самих ремней, а также может способствовать образованию обледенения деталей. Придерживайтесь средних показателей продолжительности работы. Тогда ничего не будет чрезмерно перегреваться, но также и не начнёт изнашиваться от частых перезапусков.
- Простои в работе снегоуборщика. Случается так, что одну зиму снег идёт активно, и снегоуборщик нужен буквально каждую неделю. А бывает совершенно бесснежная зима. И потребности в технике для уборки снега нет. В итоге машина стоит где-то в гараже без дела. За это время ремни могут пересохнуть, покрыться трещинами. Естественный износ от того, что техника попросту не работает. Как и автомобиль, снегоуборщик для лучшей сохранности должен работать, но в режиме оптимальных нагрузок. Поэтому ошибочно считать, что при хранении в гараже техника лучше сохраняется. Нет, так может появляться целый ряд проблем и неисправностей. С целью профилактики нужно давать снегоуборщику немного поработать, даже если убирать снег не нужно. Это полезно и для двигателя.
- Отсутствие смазка. Если техника испытывает дефицит смазки, то износ становится намного активнее. Это ведёт к более частым заменам.
Хотя ремни нельзя назвать очень дорогими расходниками, но вряд ли владельцу захочется превращать процесс их замены в частую рутину.
Чтобы увеличить ресурс ремней, а также продлить срок службы снегоуборщика без необходимости обслуживания, старайтесь избегать перечисленных ошибок. Профилактика намного лучше, чем ремонт и это значительно дешевле.
Виды неисправностей
В зависимости от ситуации, владелец снегоуборщика может столкнуться с разными неисправностями ремня.
В основном речь идёт о таких проблемах:
- Перегрев с последующей деформацией. Происходит, если работать на снегоуборщике слишком долго, без перерывов, и не давать технике остыть. Поскольку запчасть выполнена из мягкого и эластичного материала, при такой нагрузке происходит сильный нагрев. А далее закономерная деформация. Оптимальный режим работы — это 10 минут отдыха после каждого часа эксплуатации.
- Растяжение. Такое происходит с ремнём, если оператор злоупотребляет нажатиями на рычаги газа и привод шнека. Каждое нажатие рычага ведёт к натягиванию детали. Это в итоге ведёт к тому, что заводские геометрические параметры меняются. Так что старайтесь нажимать на рычаги лишь при необходимости.
- Высыхание. Ремень может высохнуть, если долго стоит без работы. Так же при нагреве элемент теряет эластичность, постепенно трескается и рассыпается.
- Обрывы. Обычно это последствие естественного износа, либо результат предыдущих проблем. Также обрыв произойдёт, если ремень будет постоянно контактировать с нагретыми механизмами.
Ещё владельцы снегоуборщиков сталкиваются с тем, что ремни попросту блокируются при очередном прохождении витка на головке вала. Эта ситуация возникает из-за накопившейся влаги, масла, а также пыли. Они мешают ремню нормально перемещаться. Проблема решается путём периодической профилактической очистки отсека с ремнями от появляющихся там загрязнений и самого снега.
Что выбрать для замены
Выбрать запчасти можно исходя из рекомендаций производителя. Просто загляните в технический паспорт или руководство по эксплуатации. Также часто подбирают аналоги от проверенных производителей.
К числу торговых марок, под которыми продаются хорошие ремни для привода колёс и шнека снегоуборочной техники, можно отнести:
- Patriot;
- Enifield;
- Al-Ko;
- ContiTech AG;
- Ariens;
- Rotary;
- Hyundai;
- MTD.
Это основные бренды, которые встречаются на российском рынке, а также заслуживают внимания.
Покупать откровенно дешёвые китайские расходники не стоит. Но при этом ставить на ремнях из Китая табу тоже нельзя, поскольку основная масса запчастей производится именно там.
Процесс замены ремня на снегоуборщике
Если проверка показала, что старые ремни износились и к дальнейшей эксплуатации они уже непригодны, тогда остаётся только одно — это поменять их.
Такую работу можно легко провести своими руками. Конструкция снегоуборщиков такова, что ничего сложного в замене нет. Главное соблюдать рекомендации, а также следовать инструкция.
- Сначала запустите двигатель снегоуборщика. Нужно дать технике просто поработать пару минут в лёгком режиме на холостых оборотах. Это позволит прогреть агрегат до нужной температуры.
- Далее открутите фиксирующие винты, что позволит ослабить тросы, которые соединяют колёса или шнеки.
- Теперь аккуратно снимите крышку защитного корпуса. Чаще всего она пластиковая. Инструмент берите исходя из того, как закреплена крышка.
- Под крышкой вы увидите ремни и гайки, которые фиксируют привод колёс и встроенных шнеков снегоуборщика.
- Открутите винты проблемного ремня. Только действуйте предельно аккуратно. Здесь важно не внести никакие изменения в балансировку элементов снегоуборщика.
- Натяните новый ремень, зафиксируйте крепления и обеспечьте нужное натяжение.
Выполнив сборку всех компонентов, обязательно проверьте результат ремонта. Запустите двигатель и дайте технике поработать в течение 10 минут. Просто на холостых оборотах.
Когда притирка закончится, следует 3-4 раза нажать на рычаг привода, а также привести снегоуборщик в движение. Если всё работает в штатном режиме, то замена прошла успешно, и можно продолжать эксплуатацию техники.
Зачем нужна регулировка и как её сделать
Важно учитывать, что не всегда после замены снегоуборщик работает стабильно и правильно. В некоторых случаях оператор ощущает сильные вибрации, либо посторонний шум.
Не переживайте, это не последствия неправильной замены. Просто новую деталь нужно отрегулировать. Здесь следует выполнить такие действия:
- Заглушите мотор, снимите пластиковую крышку с защитного корпуса.
- Осмотрите внимательно отсек, где располагаются ремни. Не исключено, что в процессе замены туда случайно что-то попало.
- Если в отсеке оказалось чисто, то снегоуборщик явно намекает шумом и вибрацией на необходимость провести регулировку.
- Около каждого вала, на которые устанавливается ремень привода, предусмотрены винты. При повороте этих винтов в ту или иную сторону, меняется положение соответствующего вала.
- Если повернуть 2 левых крайних винта, это позволит приблизить валы. А 2 правых винта их отдаляют. Но встречаются и такие конструкции снегоуборщиков, где принцип регулировки выглядит немного иначе. Тут есть смысл заглянуть в руководство по эксплуатации.
- Результатом регулировки должно быть то, что ремни окажутся достаточно сильно натянутыми, но при этом будут слегка прогибаться, если надавить на элемент пальцами.
Остаётся только вернуть крышку на место и продолжить эксплуатацию снегоуборщика. Только теперь без вибраций, а также без постороннего шума, в спокойном нормальном режиме.
Среди новичков встречается распространённая ошибка при регулировке. Они стараются натянуть ремень максимально сильно или наоборот слабо. Но так делать не стоит. Если недотянуть приводные элементы, они начнут проскальзывать, а если перетянуть, то ускорится их износ. При работе снегоуборщика вы заметите, что колёса буксуют, а шнек прокручивается. Наверняка слабое натяжение приведёт к слёту детали с валов. А слетевшая запчасть может зацепиться за что-нибудь, в итоге повреждённым окажется другой важный элемент снегоуборщика.
Как видите, в обслуживании ремней на снегоуборщиках ничего принципиально сложного нет. А вот проводить эту процедуру своевременно крайне важно.
Как часто приходится менять ремни на снегоуборщике? Делаете это сами или обращаетесь к специалистам? С какими сложностями сталкивались?
Привет, народ! Да что тут сложного. Снял, открутил, вытащил, протер и поставил новый ремень. Минут 15-20 работы максимум. И это с учетом времени на прогрев. Меняю стабильно раз в 1-2 сезона. Даже не жду, пока появятся какие-то симптомы. Мне проще перед началом зимы обслужить технику от и до, чтобы не случались конфузы в самый неподходящий момент
Ремень меняю тогда, когда он сам мне об этом скажет. Обычно хватает на долгий период. Но зависит от многих моментов. Один раз за сезон дважды пришлось менять. Но там сначала явно перегрузил уборщика своего, а потом взял какую-то то ли подделку, то ли просто дешевку. В итоге поплатился. А в другой раз 2 года отходил ремень вообще без проблем
Буквально в сентябре планирую поменять ремень. Прошлый год снегоочиститель вообще провел без дела. Не думаю, что ремень там нормально сохранился. Так что поменяю от греха подальше. Опыт есть. Все тут просто, так что не бойтесь, если впервые с таким сталкиваетесь